НОМЕР 27 (868) ОТ 7 ИЮЛЯ 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
ДАР ИЛИ ДАНЬ?
КООПЕРАТИВНИШТЯК. "Трибьют. Том 1". ("Zamogilye records"—"Выргород"— "Ур-Реалист") 2010.
ПЕСНИ АЛЕКСАНДРА ЛАЭРТСКОГО. "Часть 3" ("ГЕОФАК") 2010.
Как-то с коллегой слушали одну песню — профессиональные аранжировки, поставленный голос и… пустота. Дальше на пластинке была та же вещь, всего лишь иное исполнение, но есть песня: слова, казавшиеся банальными, получили наполнение, возник объём.
Трибьют дословно — дань, коллективный дар. В некоторых случаях получается подлинный дар, но, увы, куда чаще — дань. Причём не авторам оригинальных произведений, а, скорее, лейблам и рекорд-компаниям.
Можно вспомнить широко разрекламированные трибьюты "ГО", БГ или "КИНОпробы" — хорошо, если в истории осталось по две-три песни.
Исполнить чужое как своё, одновременно попасть и прибавить, сохраняя лицо и адекватность материалу. Конечно, можно сыграть в death-metal "House of rising sun" или советскую эстраду зафузованными гитарами. Вопрос — зачем.
Есть другая крайность. Лидер "КооперативништяК" Кирилл Рыбьяков недоумевал в процессе подготовки трибьюта: "На данный момент истории получено пятьдесят четыре трэка. Пятьдесят из них являются каверами на "Тоску" и "Белый блюз", причем сыгранные один в один с полной имитацией интонации. Господа музыканты! В диск войдут только оригинальные каверы и ремиксы — полная калька совершенно не интересна. Посему убедительная просьба — если вы уж делаете кавер на вышеупомянутые осточертевшие композиции, то проявляйте хотя бы оригинальность мышления — сбацайте этот треклятый "Белый блюз" на баяне что ли, или на ложках, если уж кроме этой композиции ничего каверовать неохота!".
Сам Рыбьяков знает, что говорит: на альбоме "Ложа вольных гробовщиков" продемонстрировал высокий класс создания шедевров на основе чужих вещей. Шлягер "Синей птицы" "Клён" превратился в настоящий голос иного мира. И "Родина" Матусовского и Баснера на пластинке "Нагромождение банальностей" — самоценное произведение.
В случае Лаэртского это уже третий, и видимо, последний диск. Две первых части вышли ещё в 2008 году. Любопытная особенность — каждый диск включает по восемнадцать композиций. В записи первых трибьютов приняли участие "Dub TV", Вася Ложкин, Вова Синий, "Запрещенные барабанщики", "Х.З.".
У "Кооператива" — это первый трибьют, и видимо, не последний. Те же восемнадцать композиций, только участников шестнадцать: "GameBoydrice" представлен трижды — маэстро Евгений Вороновский даёт уроки нетривиального мышления на предложенную тему.
Лаэртский и Рыбьяков чем-то похожи, хотя и обитают в почти не пересекающихся пространствах. И вряд ли найдут общий язык. Тот же Рыбьяков мат в песнях категорически не переваривает, иначе, как площадной бранью, не именует.
Оба, несомненно, имеют культовый статус. При этом их проявления заметны в средах, совершенно далёких от музыкантов.
Схожи они в антропологическом пессимизме и критическом отношении к реальности. Которые, впрочем, не воплощаются в вульгарную партийность.
Скорее, это выражается в осознании трагичной заброшенности в мир, требующей ответной стойкости. И Рыбьяков, и Лаэртский находят вдохновение в явлениях и ситуациях, наличие коих для современного человека незаметно.
Аудитория Лаэртского простирается от подъездных романтиков до банков и министерств. У Рыбьякова компания менее пафосная, но не менее внушительная — интеллектуалы, помешанные мистики, политические активисты радикальных движений. Интересно, что половина участников трибьюта "КооперативништяК" разбросана по миру.
Курьёз, одна очень известная группа тоже прислала свою версию, но попросила за участие денег. Количество, если поделить на музыкантов и администрацию, наверное, будет в размере оплаты проезда. Видимо, "порядка ради". Понимания, естественно, у автора не нашли. Так что состав из малоизвестных или широко известных в узких кругах коллективов — "Maitreya Dusk", "Пора Кончать", "Nietzsche and the Wagners".
Здесь музыкальные горизонты — дарк-фолк, электронно-шумовые эксперименты, пост-панк. Наличествуют и малоубедительные окрестности русского рока и даже рокапопса.
Трибьют "Кооператива" — песни из репертуара менее известные, зато в целом поинтереснее. У Лаэртского на диске куда больше хитов, зато диапазон предсказуемей.
Привлекательно "КLОVО" (проект Сергея Кагадеева и Максима Елизарова), симпатичен ярославский диско-ска "Мамульки Бэнд", Альфред Кох куда приятнее как исполнитель, нежели в роли управленца и идеолога. И Ленар Гатин словно из приснопамятного клуба "Форпост" проявился — действительно, "лиричный чувак". Ещё, может быть, готик-поп-индастриал группы "Шмели". В целом, первые части трибьюта посильнее будут.
Где-то прибавилась та самая дурашливость, на которую сам Лаэртский всегда реагировал с неудовольствием: "Я не считаю за своих тех слушателей, которым мои песни кажутся смешными. Меня раздражает, когда некоторые люди на концертах смеются над той или иной фразой или выражением".
Рыбьяков наоборот склонен комментировать свои "алхимические" номера с иронией. Впрочем, пускать пыль в глаза и задавать загадки оба умеют великолепно.
1.0x