НОМЕР 13 (854) ОТ 31 МАРТА 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Станислав Яблонский
«ПРИВАТИЗАТОРЫ» ВОЛГИ
За последние Четыре года, с обильными зимними снегами и летними дождями, Волга обмелела настолько, что через шлюзы Горьковской ГЭС не могут проходить по осадке груженые баржи. Что же случилось с рекой—символом России, неужели ей всерьёз угрожает пересыхание, как некогда полноводному Аральскому морю? Увы, причина всё та же — и это вовсе не изменение климата, не глобальное потепление, а банальные людские неразумие и алчность, возведенные в ранг закона.
В 2006 году новым Водным Кодексом РФ водоохранная зона российских рек была сокращена с 1000 до 200 метров. Между тем, прежняя норма, установленная еще в 1919 году, вовсе не была высосана из пальца злобными большевиками для ограничения и подавления предпринимательской активности населения. Нет, тогда этот вопрос решался комплексно с прицелом на реализацию плана ГОЭЛРО, и к работе в данном направлении были привлечены ученые самого разного профиля, включая электротехников, геологов, почвоведов и так далее.
На основании их выводов и была установлена ширина водоохранной зоны — в 1000 метров с обязательным облесением пустошей. Устанавливалось, что "водоохранная зона" — это неотъемлемая составная часть реки, принадлежащая, как и река, только государству. В этой зоне использование земли разрешается только в виде покоса травы. Даже выпас скота в водоохранной зоне был запрещен, и никакие стройки — недопустимы, за исключением мостов, плотин, ГЭС и других объектов государственного значения по специальному решению правительства. Даже прокладка водозаборной трубы через водоохранную зону требует, согласно пп. 5 и 6 ст. 23 Водного кодекса, разрешения Правительства РФ и регистрации в Водном реестре. В дополнение к Водному кодексу было даже специальное Постановление Правительства РФ от 23 ноября 1996г. №1404, в котором пп.6 и 7 запрещалось размещение нарождавшихся в те времена садово-огородных и дачных участков в водоохранных зонах.
То есть установленная в 1919 году норма успешно "работала" на протяжении 87 лет. Почему же понадобилось её менять, на основании каких новых научных взглядов или политической необходимости? Тайна сия велика есть. Новый Водный Кодекс РФ был подписан президентом Владимиром Путиным, якобы имеющим родовые корни в наших краях, — и всё. С разрешением на продажу земли вокруг российских рек началась настоящая вакханалия "приватизации" земель бывших (а кое-где — и действующих) водоохранных зон.
О том, как это происходит, можно судить по ставшему — благодаря усилиям общественности — достоянием гласности инциденту с приватизацией 662 гектаров земель (почти три километра береговой линии) водоохранной зоны у деревни Юркино Зубцовского района, Тверской области.
Вначале (в 2005 году) право использования земли водоохранной зоны реки Волга для сельхозназначения (покос травы), которым обладает местный колхоз, "законно" передаётся, а вернее — продаётся шести частным лицам с разделением этих 662 гектаров на шесть участков.
Затем 31 октября 2005 года Управлением Федеральной регистрационной службы та же земля с правом использования по сельхозназначению так же "законно" закрепляется за неким ООО "Аспект Инвест".
За два дня до этого не имеющая никакого отношения к землям водоохранной зоны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей выдает ООО "Аспект Инвест" положительное заключение по выбору земельного участка под застройку "гостинично-туристическим комплексом с жилыми домами" .
Далее земля водоохранной зоны приобщается к землям деревни Юркино согласно решению некоего "Совета депутатов Зубцовского сельского поселения", о существовании которого местные жители ничего не знают. Конечно, их неведение о существовании подобного органа власти не является юридически весомым аргументом, зато правовая ничтожность данного решения совершенно очевидна.
Но распоряжением губернатора Тверской области Дмитрия Зеленина от 07 марта 2007 года разрешается перевод "земель вокруг деревни Юркино" (без упоминания об их принадлежности к водоохранной зоне Волги) из используемых по сельхозназначению в предназначенные "для индивидуального жилого строительства".
Наконец, 23 июля 2008 года ООО "Аспект Инвест" 662 гектара огороженной от местных жителей земли водоохранной зоны поймы Волги продает некоей частной компании с иностранным названием и регистрацией под строительство комплекса "Усадьба Верхняя Волга". Как сообщил в сентябре 2009 года "Ржевский Вестник": "Полным ходом идет строительство в деревне Юркино Зубцовского района. По одним данным, здесь будет резиденция Президента, по другим — гостиница для ВИП-персон банка ВТБ-24. Но точно известно, что во всех проектных документах она значится как "Усадьба "Верхняя Волга" и будет завершена через два года". А может быть, даже и раньше. Говорят, что строительство спешат завершить к 65-летию Победы — свыше 100 гастарбайтеров трудятся "на объекте" днем и ночью, а ООО "Техинженерсервис", работающее в том числе по заказам МВД, комендатуры города Москвы и прочих силовых структур, вовсю отчитывается о выполнении работ "в деревне Юркино" на своем сайте (http://tis-el.ru/stroitelnye_raboty). Зато для местных жителей обещают силами Зубцовского сельского поселения построить один на три километра "мостик" через овраг в конце "Усадьбы" и "ступеньки с поручнями" на 60-метровом обрыве к Волге. Чтобы те не чувствовали себя совсем уж отрезанными от некогда родной реки.
Немудрено, что при таком — возможно, заоблачном — уровне заинтересованности все обращения в органы государственной власти оказываются безрезультатными. Вне зависимости от названия органа, а также должности и фамилии "реагирующего" чиновника суть всех ответов одна и та же: "Всё законно, никаких нарушений нет..." И правда, откуда им взяться, нарушениям?
Ну ладно, предположим, с законами нашего демократического государства всё давно и бесповоротно ясно. Но как быть с законами природы? Ведь если Волга окончательно обмелеет — а это, по расчётам американских экспертов, на которые однажды сослался вице-президент США Джозеф Байден, при нынешних темпах вырубки лесов и "освоения" пойменных земель, займёт лет пятнадцать, не больше, — все эти дворцы у реки окажутся руинами в пустыне. Да и столичной Москве, которая сегодня пьёт волжскую воду по миллиону кубометров в сутки, придётся несладко.
А есть ведь еще и законы нравственные. Это живописное место, избранное кем-то под VIP-усадьбу, в годы Великой Отечественной войны трижды становилось кладбищем для наступавших в ходе Ржевской операции советских войск. Ржев был единственным городом, который из-за природных особенностей берегов Волги наши войска не могли освободить до тех пор, пока фронт не ушёл под Великие Луки... Не знаю, кто и как собрался отдохнуть на костях наших павших героев, — надеюсь, что у наших власть предержащих совесть всё-таки не до конца отморожена, и эту усадьбу действительно готовят для какого-то высокопоставленного заморского гостя.
Тверская область
1.0x