Авторский блог Александр Проханов 03:00 24 марта 2010

ЗВЁЗДНЫЙ ПАХАРЬ СТАРЕЦ ФИЛОФЕЙ

НОМЕР 12 (853) ОТ 24 МАРТА 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Проханов
ЗВЁЗДНЫЙ ПАХАРЬ СТАРЕЦ ФИЛОФЕЙ

Жизнь мирян всё трудней, бестолковей, бессмысленней. Жизнь православной церкви всё глубже, сильней и возвышенней. Вырождаются города и научные центры, зарастают поля, ученые и сметливые дельцы бегут из России. Но встают из развалин белоснежные храмы, расцветают монастыри, множатся священники и монахи. Церковь, пройдя своё первое и мучительное возрождение, оглядывается по сторонам и начинает заполнять пустоты в обездоленной русской жизни. Подступает к бесноватой и аморальной культуре, внося в нее православные ценности. Учреждает воскресные школы, православные гимназии и университеты. Открывает сиротские приюты и лечебницы для наркоманов. Церковь идет в политику — чего стоит поездка Патриарха на Украину. И вот теперь настал черед прикоснуться радетельными руками к разоренному хозяйству страны.
Церковь не собирается строить подводные лодки и звездолёты. Она и без этих гигантских грозных машин погружается в глубины духа, в беспредельные высоты божественных откровений, добывая таинственную энергию благодати, вливая её в одряхлевшую и оскудевшую земную жизнь.
Псковская земля полна святынь, словно Господь исцеловал ее своими устами. Камни, на которых отдыхала княгиня Ольга. Тропки, по которым бегал в детстве Владимир Креститель Руси. Воды, которые черпал шлемом Александр Невский. Крепостные стены, на которых в час битвы являлась Пресвятая Богородица. Воздух, который вдыхал несравненный Пушкин. А кругом — беда, разорение. Лебеда на полях. Скелеты животноводческих ферм и водонапорных башен. И одичавший, беспробудный народ, идущий от винного прилавка в тюрьму, а из тюрьмы на погост, год от года тучнеющий могилами русских людей.
И вот на Псковщине, в Спасо-Елиазаровском монастыре — там, где когда-то подвизался старец Филофей, теоретик мистического учения о Москве-Третьем Риме, — в этой дивной, из руин воскрешенной обители возник необычный замысел. Настоятельница монастыря, мать Елизавета, неутомимая в делах и свершениях, замыслила создать по соседству с монастырем аграрное хозяйство. Не то, коим обзаводятся монастыри для своих нужд: десяток коров, огороды овощей и картофеля. Нет, речь идет о создании мощного товарного производства с обширной пашней, животноводством и земледелием, рыбным хозяйством, переработкой и сбытом. В этом центре предполагается применить самые передовые существующие в мире технологии, самые продуктивные породы скота, самое отборное элитное зерно. Технологии взращивания и переработки таковы, что они исключают отходы, когда вся органика, сопровождающая взращивание скота или зерна, перерабатывается, возвращается в производство, вливается в круговорот живой и неживой материи. Хозяйство, которое намерен строить монастырь, предполагает свою собственную, сверхэкономную энергетическую станцию, дешевые электричество и газ, генераторы, созданные изобретателями и творцами. Ядром хозяйства станет учебный центр, откуда добытые и усвоенные знания распространятся в другие земли России, станут подспорьем для тех, кто пожелает повторить монастырский опыт. Крестьяне окрестных деревень, обедневшие, одичавшие от безделья, ждут появления комплекса, мечтают об осмысленном труде, приносящем достаток в семью.
Будет много скептиков, маловеров, хулителей. Из тех, кто недавно обрушил на обитель грязь клеветы и был предан анафеме митрополитом Евсевием. Будет много ядовитой иронии и открытой злобы. Но начало положено. Проект благословил Владыка. Губернатор поддерживает замысел. Этой весной впервые за двадцать лет плуг взрежет сонную землю, и в неё упадет не крапивное семя, а отборное зерно. Не это ли раскрывает смысл провозглашенной "Единой Россией" формулы: "Модернизация и Православие"? Глубинный святоотеческий дух, направленный на одоление смерти, соединяется с авангардной наукой и новейшей техникой, как о том учил великий русский космист Николай Федоров, мечтавший о победе над смертью?
Безотходное производство, возвращающее в природу взятые у нее богатства, "автотрофное человечество", способное с ограниченным воздухом, пищей и водой совершать путешествие в космические дали, — не этот ли принцип закладывается в монастырский агроцентр? Ибо монастырь — это и есть космолет, несущийся в космосе русской истории, и чудотворная икона ведёт его к Вифлеемской звезде. Звездолёт опускается на мёртвой планете, космонавты касаются обожжённых камней — и снова начинают течь реки, зеленеть леса, и ожившая планета плодоносит.
Верю в исполнение чудесного плана. Верю, что за стенами монастыря всколосятся золотые нивы, пойдут к водопою тучные стада, зазвучат в многодетных крестьянских семьях смех и песни. А ночью, когда звёздно и текут над землей мерцающие туманы, появится в небе молчаливый старец, станет обходить, не касаясь земли, поля и угодья, ожидая великого урожая, хлеба духовного, которым окормляется верящая и святая Россия.

4 апреля 2024
18 апреля 2024
1.0x