Авторский блог Редакция Завтра 03:00 3 марта 2010

ТРИШКИН КАФТАН «РЕФОРМ»

НОМЕР 9 (850) ОТ 3 МАТРА 2010 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Вячеслав Блазнин
ТРИШКИН КАФТАН «РЕФОРМ»

То, что "сердюковские" реформы в Вооруженных Силах РФ трещат по швам, секрет Полишинеля. Налицо недовольство не только увольняемых офицеров и генералов, или широкой российской общественности, но и самой "партии власти". По словам зампредседателя комитета Госдумы по обороне Михаила Бабича, "практически все поднятые по тревоге воинские части десантно-штурмовой и мотострелковой бригад оказались небоеготовы. Полный ноль — начиная с укомплектованности личным составом и заканчивая готовностью техники, способностью ее выхода из парковой зоны, наличия механиков-водителей и водителей, которые имеют право эту технику эксплуатировать". Имеются в виду результаты проверки боеготовности частей и соединений Дальневосточного военного округа. Военная прокуратура только в 2008 г. привлекла к уголовной ответственности 20 генералов и адмиралов, а 1611 офицеров, из которых 160 были командирами воинских частей, были осуждены за уголовные преступления.
Но политическое руководство страны старается не замечать всего этого, утверждая, что времена наплевательского отношения к проблемам армии прошли. Особенно педалируется тема роста закупок нового вооружения и техники. Да, благодаря росту военного бюджета в этом вопросе достигнуты очевидные подвижки. Например, в 2000 г. оборонный бюджет составлял 141 млрд. рублей. Из этой суммы 81 млрд. рублей шел на гособоронзаказ. В 2008 году бюджет вырос уже до 1136 млрд. рублей. А оборонный госзаказ достиг в прошлом году уже 365 млрд. рублей. Конечно, эти цифры отражают лишь номинальный рост. С учетом инфляции, роста издержек производства, укрепления рубля по отношению к доллару реальный рост был значительно скромнее. Рост бюджетных расходов на оборону в целом и на финансирование госзаказа в частности позволил начать серийные поставки техники в войска по целому ряду сухопутных, морских, авиационных и других программ. Но решительного перелома в оснащении Вооруженных Сил новой техникой пока не произошло.
Темпы и объёмы поступления новой техники в войска недостаточны. Слабо работают программы модернизации наличной техники. И, наконец, по чайной ложке в год поставляются действительно современные (не путать с новыми!) системы вооружений.
ВВС России за последние 15 лет получили всего три новых тактических боевых самолета. Это три фронтовых бомбардировщика Су-34, причем только в 2007-2008 гг. В 2009-2010 гг. ВВС, похоже, получат еще только 4 самолета Су-34. Модернизация наличного авиационного парка также недостаточна. Да, мы знаем, что фирма "Сухого" недавно подписала пятилетний контракт на производство нескольких десятков самолетов Су-34. А это значит, что через пять лет ВВС будут иметь лишь около 40-50 новых самолетов такого типа. К этому можно добавить 34 возвращенных в наши ВВС, бывших "алжирских" истребителя МиГ-29СМТ сомнительного качества. Самолеты военно-транспортной авиации новой постройки не поступают вовсе. Поставки новых учебно-тренировочных самолетов Як-130 должны начаться только в этом году. Но заказ ВВС на 12 машин этого типа, конечно, нельзя признать достаточным, если ещё недавно в лётных училищах России было 1100 учебных самолётов.
В связи с начавшейся реформой и выработкой лётного и усталостного ресурса в строю останется менее 1200 боевых самолетов ( более чем в 5 раз меньше авиации США). Причем новые машины (Су-34 и МиГ-29СМТ) к 2013 году составят лишь 6% авиапарка. А к 2016 году (если будет подписан следующий контракт на закупку нашими ВВС Су-34) — не более 9-10%. Возраст же остальной части боевого авиационного парка к тому времени превысит 25 лет. А по машинам ряда типов — даже 30-35, а то и 40 лет. Дальнейшая эксплуатация все более изнашиваемой авиатехники просто преступна. Она ставит под угрозу основу самолетного парка армии.
Участившиеся катастрофы и аварии в ВВС лишний раз указывают на то, что в авиации перешли черту невозврата. Даже поставки 30 самолётов в год не остановят уничтожения авиации в России как таковой. Наглядный тому пример — ВВС Индии, где потери в мирное время самолётов в год составляют 20-25 машин. Но там лётчики хотя бы регулярно летают и имеют налёт намного больше российских коллег. 45 часов налёта ежегодно в тактической авиации РФ приведёт к тому, что на смену старшему поколению лётчиков никто не придёт, а боевая подготовка не позволит вести на равных бои с лётчиками стран НАТО. Налицо ситуация 1941 года. СССР имел тогда 12 000 самолётов, против 4500 фашистских — и то отступал до Москвы. В современной же войне отступать будет некуда.
Ситуация с вертолётным парком ещё хуже. Даже если поверить МО РФ, что все 85 бригад в Сухопутных войсках боеготовы, то путь мотострелковой бригаде в наступлении должны прокладывать как минимум 4 ударных вертолёта. Значит, минимальная потребность Сухопутных войск в противотанковых вертолётах составляет более 300 машин (планы МО РФ — закупить всего 70 вертолётов Ми-28Н!). При нынешнем отсутствии в бригадах дронов-разведчиков наводить на цели смогут только разведывательно- ударные комплексы на базе вертолёта Ка-52, потребность которых в Сухопутных войсках составит как минимум 30-35 машин. Но бригада может вести боевые действия в условиях бездорожья и труднопроходимой местности. И тогда только вертолёты Ми-8МТВ-5 и Ми-26 исправят положение. Минимальные потребности Сухопутных войск составят около 300 вертолётов Ми-8 ( или Ми-38) и 8-10 Ми-26.
Если поставки боевых вертолетов новых типов (Ми-28Н и Ка-52 по 5-7 штук в год) постепенно разворачиваются, то основной парк транспортных вертолетов семейства Ми-8 остается в массе своей устаревшим и абсолютно изношенным. А численность его катастрофически сокращается. Что может подорвать само существование армейской авиации в России. Поставки новых машин Ми-8МТВ-5 носят буквально штучный характер.
Положение в Военно-Морском Флоте вообще удручающее. С немалыми трудностями удалось завершить постройку всего 3 головных кораблей морской зоны — подводной лодки "Санкт-Петербург", корвета "Стерегущий" и малого артиллерийского корабля "Астрахань". При этом испытания "Санкт-Петербурга" идут уже 5-й год, и лодка до сих пор не принята в состав флота. А когда за ней последуют серийные корабли — неизвестно. Строительство серийных корветов и малых артиллерийских кораблей других проектов также затягивается. При этом не секрет, что сами эти проекты вызывают немало критики. Как по концепции разработки кораблей, так и по исполнению. Атомная подводная лодка "Северодвинск" нового проекта строится уже 16 лет. И строительство пока не завершено ( ракета "Булава" как не летала, так и не собирается летать). А серийное строительство новых атомных многоцелевых подводных лодок типа "Ясень" непонятно как будет вестись вообще. Серьезную озабоченность вызывают темпы строительства головного фрегата "Адмирал Горшков". Не говоря уже о перспективах серийного проекта. Практически не закупаются современные образцы морского оружия. При этом сокращение корабельного состава ВМФ России продолжается. И при таких темпах нового кораблестроения эту тенденцию вряд ли удастся переломить в ближайшие годы.
Казалось бы, почему же тогда на фоне этой нерадостной картины мы уже многие годы видим другое: Россия десятками, а то и сотнями гонит на экспорт свои танки, самолеты? Но не следует противопоставлять экспорт и наш гособоронзаказ. Именно зарубежные заказы обеспечили сохранение российской оборонки. Большие объемы экспортных поставок означают, что российские вооружения ещё сохраняют высокую конкурентоспособность. Последние годы Россия удерживает 3-4-е места по стоимости поставок вооружений за рубеж, уступая только США и Великобритании, но обогнав Францию. А с учетом того, что британское и американское оборонно-промышленное пространство в значительной степени общее (и что есть некоторые неясности с методикой оценки объемов британского экспорта), то с известной долей условности можно говорить, что Россия занимает здесь даже вторую позицию в мире. Но следует помнить, что бесконечно поддерживать экспортную ориентацию нашей оборонки невозможно. Рано или поздно отсутствие внутреннего заказа подорвет и экспортную конкурентоспособность.

1.0x