Авторский блог Николай Коньков 03:00 2 декабря 2009

Под откос

почему крушение "Невского экспресса" нельзя назвать беспрецедентным событием

Крушение "Невского экспресса" на границе Новгородской и Тверской областей, чем бы оно ни было вызвано: террористическим актом или техногенной "усталостью металла", — нельзя назвать неожиданным или беспрецедентным событием. В том-то, наверное, и заключается главная трагедия нынешней эпохи, что подобные катастрофы в каком-то смысле ожидаемы и даже предсказуемы. Конечно, не относительно точного времени, места, числа и фамилий-имён человеческих жертв (родные и близкие погибших, простите нас за эти слова!). Но нечто подобное не просто могло, а обязано было случиться.

Потому что российское общество как целостная система двадцатилетием "либерально-рыночных реформ" доведено буквально до грани взрыва и распада. Потому что социально-экономическая инфраструктура страны полностью исчерпала свой "запас прочности". Потому что вся "вертикаль власти", снизу доверху, держится только на "попиле бабла", и в случае любого перекрытия финансового крана с пресловутыми "нефтедолларами" сразу утратит даже минимальную управляемость, а доверие к ней со стороны подавляющего большинства населения утрачено давно и полностью. Наконец, потому, что наша Россия существует не в каком-то придуманном мире, где никто никому не желает зла, где все любят и ценят друг друга, а в мире чрезвычайно жёстком и даже жестоком, где слабого не просто бьют, а любыми способами подавляют и уничтожают.

Ощущение близких катастроф не просто "витает в воздухе" — оно уже идет по нарастающей, оно материализовано "знаковыми" убийствами священнослужителей и "неформальных политиков" в Москве, постоянными терактами на Северном Кавказе, и вот теперь — крушением "Невского экспресса". Поэтому ничуть не удивительно, что эта катастрофа практически мгновенно оказалась "вписанной" в политический контекст: ответственность за пущенный под откос поезд сразу взяли на себя и некие "ингерманландские сепаратисты" из группы "Комбат-18", и "ваххабиты" из чеченской Бригады Шахидов "Риядус Салихийн".
Причем и те, и другие, не исключено, являются такими же симулякрами, как и пресловутая "Аль-Каида", якобы уничтожившая небоскрёбы ВТЦ в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Но моментальное "вписывание" в ситуацию этих мнимых субъектов — тоже один из признаков её "ожидаемости".

Давайте посмотрим на те, конспирологические и не очень, версии катастрофы, которые проявились в отечественном медиа-пространстве и уже стали достоянием массового сознания.

Версия первая. Крушение "Невского экспресса" — демонстрация "питерскими силовиками" тех эксцессов, которые неизбежно будут происходить в России при их отстранении от власти "либералами", и необходимости нового этапа "закручивания гаек", подобно тому, как взрывы домов летом 1999 года стали сигналом к началу "Второй чеченской войны" и передаче власти от Ельцина к Путину. Дополнительно на платформу данной версии монтируются синхронный подрыв поезда Тюмень—Баку на территории Дагестана и заявление Путина об "аналогичности этих терактов".

Версия вторая. Крушение "Невского экспресса" — демонстрация "кремлевскими либералами" полной неэффективности действующих силовых структур и правительства, где намечаются тотальные кадровые чистки, как это произошло с командованием Вооруженных Сил СССР после посадки "Цессны" Матиаса Руста на Васильевском спуске. Дополнительно на платформу данной версии монтируется мощнейшая кампания по дискредитации "силовиков", прежде всего армии и милиции как "пристрелочных целей", которая уже не первый месяц ведется либеральными и (под сурдинку) подавляющим большинством официальных средств массовой информации.

Версия третья. "Исламские террористы", подорвав "Невский экспресс", переносят свой "джихад" за пределы Северного Кавказа и объявляют федеральному Центру тотальную "рельсовую" и "трубопроводную" войну. На платформу данной версии монтируется и время катастрофы (первый день мусульманского праздника Курбан-байрам, годовщина ареста подозреваемых в организации первого взрыва "Невского экспресса" 13 августа 2007 года Макшарипа Хидриева и Саламбека Дзахкиева), и — опять же — "синхронный" подрыв поезда Тюмень—Баку, и пожар на крупнейшем Северо-Ставропольском газохранилище, и "специальный" статус пущенного под откос экспресса, на котором многие чиновники федерального уровня в пятницу вечером традиционно отбывают из первопрестольной на "историческую родину", чтобы к понедельнику вернуться обратно (в частности, среди погибших значатся председатель правления госкомпании "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"), бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Тарасов и руководитель Федерального агентства по государственным резервам Борис Евстратиков.
Версия четвертая и так далее — по нисходящей до бесконечности. Крушение "Невского экспресса" — следствие каких-то локальных "околокремлевских" разборок среднего уровня. Например, для блокирования возможного назначения главы РЖД Владимира Якунина мэром Москвы, что в определенных кругах считалось чуть ли не "решенным вопросом".

Наконец, версия последняя, согласно которой все предыдущие попросту вброшены в массовое сознание для дальнейшей хаотизации социально-политической обстановки в стране и провоцирования "войны всех против всех". Модератором подобного вбрасывания и, не исключено, реальным организатором катастрофы "Невского экспресса" выступает некая "третья сила", внешняя и враждебная по отношению ко всем внутрироссийским политическим акторам. При этом имеется в виду сначала резкая активизация "силового" крыла российской "вертикали власти" и только затем его полный снос по модели ГКЧП 1991 года с последующим устранением "утратившего легитимность" Дмитрия Медведева и распадом Российской Федерации.

Уже по этим проявленным векторам конфликта можно судить о том, насколько перенасыщен "соляной раствор" нашей жизни, насколько близка и ощутима "точка кристаллизации", она же "точка бифуркации", она же "точка невозврата".

Но стоит заметить, наверное, и самое важное, вовсе не конспирологическое значение случившейся катастрофы — в 21.25 27 ноября 2009 года на перегоне Октябрьской железной дороги Алешинка—Угловка наконец-то получила своё символическое завершение концепция "двух Россий": вступившей в мир "общечеловеческих ценностей" России чиновников и олигархов и остающейся "на обочине мирового прогресса" вымирающей России нерентабельных производств и "неперспективных" деревень с десятками миллионов не вписавшегося в рыночные условия "быдла" избирателей и налогоплательщиков.
Сидящие под открытым небом на разоренной ими земле чиновники и бизнесмены должны были пережить некий "момент истины", близкий к тому "моменту истины", который, видимо, переживали в 1921 году покидавшие свой последний крымский оплот на иностранных пароходах представители проигравшей гражданскую войну "белой России". С той лишь разницей, что этим, оставшимся в живых, еще дан шанс искупить свою вину перед страной и народом "мирным путём". Наверное, последний шанс. Впрочем, надежды на то, что подобные знаки свыше будут адекватно восприняты этими людьми и им подобными, честно говоря, мало. Ну, случилось — и случилось, все позади, мы живы, при своих местах и своём интересе, "работаем" дальше... Как говорили в аналогичном случае о французских Бурбонах периода Реставрации, "они ничего не забыли и ничему не научились..."

Если же делать хотя бы самого общего характера выводы и прогнозы из случившейся катастрофы, то следует признать, что Россия вплотную подошла к новому периоду "судьбоносных перемен", грозящих очередным распадом государства, властная машина не только не контролирует развитие событий, но и не может адекватно реагировать на системные "вызовы", поскольку её представители в своей деятельности руководствуются не государственными и общенациональными, а личными или, "в лучшем случае", групповыми, клановыми интересами, что делает страну безвольной марионеткой в глобальных геостратегических конфликтах. И патриотически ориентированные силы России должны быть готовы к самому катастрофическому варианту развития событий.

1.0x