Авторский блог Михаил Делягин 03:00 25 ноября 2009

МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ СМЕРТЬ

НОМЕР 48 (836) ОТ 25 НОЯБРЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Михаил Делягин
МОДЕРНИЗАЦИЯ ИЛИ СМЕРТЬ
Нельзя недооценивать глубину внутренних проблем РФ
Общими особенностями всех рассмотренных сценариев представляется переоценка роли ситуации на Северном Кавказе, уже давно существующем практически изолированно от России, при недооценке межнациональных и технологических проблем, которые при определенных обстоятельствах могут приобрести самостоятельное значение. Гипертрофированное внимание уделяется персоналиям: серьезное прогнозирование того, кто именно пойдет на выборы 2012 года, в настоящее время представляется преждевременным. Переоценивается значение региональных кланов: сейчас не 1999 год, они озабочены своим персональным выживанием, но отнюдь не экспансией на уровень принятия решений федерального значения.
Подбор самих сценариев производит характер случайного (рассмотрены далеко не все возможные значения параметров, избранных в качестве управляющих) и формального. Так, рассматривается ситуация на ближайшую перспективу, в результате чего сохранение нынешней хрупкой стабильности выглядит самостоятельным вариантом; не рассматривается ни что будет после этой стабильности, ни что будет после сползания страны в рецессию или обрушения ее в кризис. Собственно, сценарии описывают не новое качественное или равновесное состояние, в которое переходит Россия, а лишь промежуточную ситуацию ближайшей перспективы, что представляется малопродуктивным.
Некоторые ключевые для понимания смысла излагаемого понятия (например, "путинское наследство") не описываются в принципе. В результате каждый волен понимать под этим свое — кто-то молодую российскую государственность, кто-то тотальную коррупцию, кто-то активы на Западе.
Оговоримся сразу: по итогам проведенной в конце 2008—начале 2009 годов работы, корректировавшейся в течение года, наиболее вероятным сценарием развития России представляется системный кризис. Непосредственная причина обрушения в него — вынужденное в условиях мировой экономической депрессии вливание в экономику значительных государственных средств, которое из-за коррупционного характера государственности будет осуществляться бесконтрольно. Соответственно, каждая волна этих средств будет выплескиваться на валютный рынок, размывая международные резервы и порождая новую волну кризиса; при этом при любой цене нефти международные резервы будут в целом сокращаться, так как коррупционные аппетиты растут быстрее финансовых потоков, на которых они паразитируют.
Исчерпание международных резервов (управляющими факторами, определяющими момент этого исчерпания, представляются цена нефти, состояние "тандемократии", интенсивность проедания "советского наследства" в технологической сфере и в области дружбы народов) на завершающем этапе будет ускорено атакой глобальных спекулянтов. Основной интерес с прогностической точки зрения представляет выявление сроков наступления этого события, характерных особенностей развития системного кризиса и его последствий (макрооценка позволяет рассматривать варианты выхода в авторитарную модернизацию и разрушения российской цивилизации с вероятностями примерно 70/30).
Из рассмотренных сценариев ближе всего к описываемому — третий, хотя волна террористических актов и голодные бунты как фактор внутренней политики представляются некоторыми передержками. Правильно оценивается неминуемо имитационный характер чрезвычайного положения, но совершенно не анализируется борьба между прозападным и внезападным бюрократическими кланами ("либералы" и "силовики") в руководстве России.
При этом главный для развития России вопрос о том, что же, собственно говоря, будет после кризиса, даже не ставится в принципе.
Четвертый вариант (наиболее четкий именно из-за своего не очень правдоподобного сегодня катастрофизма) сводится к передаче Западу контроля над остатками российского ядерного потенциала, которые как самостоятельный фактор мало кого волнуют. Значение России в глобальной политике заключается в праве передаче контроля за ресурсами Сибири и Дальнего Востока Китаю или Западу, причем, как показывают последние договоренности Путина с Ху Цзиньтао, в гонке за контроль за ними китайцы решительно вырвались вперед, что, по идее, должно спровоцировать встречную активизацию Запада. Однако данный процесс даже не рассматривается авторами сценариев.
Некоторые положения сценариев вышибают слезу умиления: достаточно указать, что авторы, похоже, искренне считают "российскую бизнес-коррупцию с ее мощными криминальными корнями" "гораздо более опасной угрозой" для Запада, "чем в свое время советские дивизии и советские ракеты". Почему аналогичная коррупция в Африке и Латинской Америке всячески приветствуется Западом, а в нашей стране — непосредственно поддерживается им как инструмент слома сопротивления в глобальной конкуренции, остается загадкой. Во всяком случае, чтобы всерьез утверждать это, надо напрочь не знать истории не только развитых стран Запада (которые в прошлом при необходимости прекрасно сотрудничали с организованной преступностью, бывавшей, как в США, значимым элементом их политических систем), но и нашей собственной страны, криминализация которой в 90-е годы во многом проводилась "с подачи", а то и по прямому требованию наших стратегических конкурентов.
Борьба с коррупционерами со стороны нового президента в рамках политической конкуренции возможна, но для того, чтобы она стала борьбой с коррупцией, нужно коренное преобразование всей российской государственности. Возможно ли оно, и если да, то при каких обстоятельствах произойдет — ключевой вопрос развития России, авторами сценариев даже не рассматривающийся.
В целом сценарии носят несистематизированный, фрагментарный характер и посвящены не столько развитию и перспективам России, сколько развитию и перспективам отдельных ситуаций, актуальных в настоящее время, но отнюдь не обязательно сохраняющих свою актуальность даже в среднесрочной перспективе.

1.0x