Авторский блог Алексей Беляев-Гинтовт 03:00 22 июля 2009

Иллюстрации к размышлению

"Хадж Ахмад Хаджи"

1 июля в Государственном театральном и концертном зале Грозного открылась первая в Чечне выставка современного искусства. Она посвящена памяти первого президента Чеченской республики Ахмада Кадырова и организована администрацией города Грозный в сотрудничестве с московской галереей "Триумф". Выбрав из обширного фотоархива покойного лидера Чечни 15 изображений, художник Алексей Беляев-Гинтовт создал с опорой на них арт-летопись его жизни, названную "Хадж Ахмад Хаджи".

Галерея "Триумф" на сегодня является одной из самых интересных и спорных художественных площадок столицы. Эта галерея продюсировала дорогостоящий синтетический проект "Божественный Ветер" группы ТАНАТОС БАНИОНИС, показанный в марте этого года, где средствами каллиграфии, татуажа и 3D-компьютерной анимации делается попытка воплотить дух японских летчиков-камикадзе. На прошлогодней Арт-Москве "Триумф" представлял проект REX IUDAEORUM, объединивший ведущих современных художников. REX стал этапным событием для жанра религиозной картины в России.

Приглашение Алексея Беляева-Гинтовта, лауреата премии Кандинского за 2008 год, также не случайно. Беляев-Гинтовт — яркий, последовательный представитель неоклассицизма в российском контемпорари. Он — участник Новой Академии Изящных искусств, основанной "патриархом" питерского андерграунда Тимуром Новиковым. Если большинство активистов контемпорари-движения в России видят себя продолжателями "левацко-троцкистского" крыла советского авангарда, то Гинтовт работает с идеями и эстетикой так называемого "большого стиля", характерного для сталинской эпохи. С другой стороны, его творчество органично продолжает линию питерских интеллектуалов 1980-х. Так же, как Борис Гребенщиков и Сергей Бугаев "Африка", Гинтовт демонстративно независим от постмодернистской вкусовщины и вызывающе перпендикулярен к пристрастиям арт-тусовки. Видимо, свободолюбие, чистота убеждений Гинтовта привлекли внимание культурной общественности Республики Чечня, почувствовавшей в нём своеобразного художника-воина, ни в чём не отступающего от однажды принятого кодекса чести.

Выставка "Хадж Ахмад Хаджи" — развёрнутое размышление о главных вехах биографии Ахмада Кадырова, которые постепенно подводят к его главному подвигу, оплаченному ценой собственной жизни — восстановлению мира в Чечне. Кадыровский цикл Гинтовта возник, как продолжение давних усилий художника выразить новый смысл миротворчества. Мы видим Ахмада Кадырова разного возраста, в разных родовых и социальных ролях: молодым стильным человеком, затем отцом и дедом, государственным мужем и религиозным лидером, патриотом Чечни и гражданином России. И, наконец, просто Человеком, возвысившимся над собственной судьбой, который, наконец, осознал, в чём именно состоит, возложенная на него свыше миссия и движется к её исполнению…
Произведения выполнены с помощью необычной техники, в которой Беляев-Гинтовт работает в последние годы: ручная печать красной или чёрной типографской краской на холсте, покрытом сусальным золотом. Красный цвет это цвет крови — цвет жизни. Чёрный — цвет вспаханной земли и скорби. Золото — символ вечности. Вечная память. Вечная жизнь. Вечная слава.

Роман Багдасаров

***

"ЗАВТРА". Дорогой Алексей, каковы твои впечатления от поездки в Грозный?
Алексей БЕЛЯЕВ-ГИНТОВТ.
Все предыдущие годы я пристально следил за всем происходящим в Чечне. Чеченская тема меня чрезвычайно волновала и мучила. Теперь, побывав в восстановленном Грозном, я увидел, что зона, в которой с великим ожесточением мусульмане и православные уничтожали друг друга, перестала существовать. Поскольку я мыслю себя консервативным революционером, то мне особенно приятно было оказаться на территории, где традиция внедряется революционным путем. Именно таким местом является сегодняшняя Чечня.

"ЗАВТРА". Насколько комфортно ты себя чувствовал среди чеченцев? В чем сегодняшняя чеченская специфика?
А.Б-Г.
Тема моих произведений и статус моей выставки способствовали внимательному и уважительному отношению ко мне. Чеченцы, с которыми я непосредственно общался, оказались замечательными открытыми вдохновенными молодыми людьми. Европейски образованными, но связанными с почвой, с традицией. Все они между собой общались на русском языке. Все вывески в городе, названия улиц и большинства учреждений — все по-русски. Вещание по трем каналам республиканского телевидения — также ведется по-русски. Скорее всего, я быстро бы забыл, что нахожусь именно в Чечне, если бы не ощущение тотальной духовной мобилизации, в котором пребывает чеченское общество.

"ЗАВТРА". Что ты называешь "духовной мобилизацией"? Может ли запрет на порнографию и алкоголь мобилизовать нацию?
А.Б-Г.
Наконец-то своими глазами на территории России я увидел ситуацию, приближенную к моим идеалам. Когда иерархия смыслов опирается на иерархию власти. А власть твердо стоит на фундаменте веры. И когда путь обозначен предельно ясно, а план сформулирован предельно четко. В восстановленном Грозном моя евразийская сущность возрадовалась!

"ЗАВТРА". По сути, ты описываешь явление, которое можно назвать словом "возрождение". В чём его признаки?
А.Б-Г.
Начиная от вновь построенного расчищенного города и заканчивая телевидением — благородным наполнением телевизионных программ. Кстати, в Грозном в первую очередь восстановили здания связанные с культурой и другие общественные объекты. Хотя это не означает, что власти забыли про жилой сектор. Как мне сказали, сегодня в Чечне практически нет бездомных.

"ЗАВТРА". Подобное положение дел можно связать с особым статусом республики, с огромными преференциями в финансировании Чечни. То, о чем ты говоришь, может вызывать у многих российских жителей не только радостное сопереживание, но и законное раздражение.
А.Б-Г.
Ситуация, возникшая в Чечне, как ты понимаешь, не имеет чисто материалистического, финансового измерения. Дело не только в деньгах...

"ЗАВТРА". В этом ты прав. Огромные средства, полученные за годы высоких цен на нефть, не превратили всю Россию в цветущий сад. Деньги были, а процветания не было... Как художник, как путешественник, что ты скажешь про облик отстроенной заново столицы Чечни?
А.Б-Г.
С одной стороны, я видел большой южный город, светящийся огнями и переливающийся фонтанами. С другой же стороны, я знал, что сравнительно недавно в этом городе были убиты десятки тысяч человек. Это настраивало меня на особый патетический и мистический лад. Вечером, когда спадает жара, женщины с детьми выходят гулять по бульварам, над городом слышится пение муэдзина. Всё это создает невероятную, ни на что не похожую атмосферу. То, что я видел, можно назвать словом "чеченская утопия".

"ЗАВТРА". Ты упомянул о чеченском ТВ. Каково его наполнение?
А.Б-Г.
Наверное, моё восприятие связано со своего рода завороженностью происходящим в Чечне. Я смотрел по вечерам чеченское телевидение и фиксировал непривычный для нас строй и стиль вещания. При полном отсутствии рекламы в программах поднимались проблемы жизни и смерти и посмертного воздаяния. Трансляция ведется совершенно не в нашем обычном телевизионном ключе, где всё ориентировано на животность, на низменность. В вечерних новостях показан рабочий день Рамзана Кадырова. Он успевает открыть птицефабрику, наградить за ночь отличившихся милиционеров, поздравить выпускников медресе, побывать в общеобразовательной школе. Во всех передачах и программах ничего, кроме духовного и созидательного начала. Меня, жителя Москвы, это даже как-то обескураживает...

"ЗАВТРА". Что ещё тебя особенно поразило в Чечне?
А.Б-Г.
На примере Чечни я понял, как много значит фамилия, род в жизни общества. В Чечне невозможно не нести ответственность перед своим тейпом. Там действенно традиционное начало, что исключает проституцию, алкоголизм, наркоманию, половые извращения. Но более всего меня поразили темпы восстановления Грозного. И мне кажется, что изменения в сознании жителей Чечни произошли столь же быстро. Сегодня чеченский фактор для России несет не разрушение, а позитив. Чечня — сейчас единственный регион, который приближается к советским темпам развития, когда в стране строилось по пять городов ежегодно.

"ЗАВТРА". Надо сказать, что выставка современного искусства в Грозном — событие неординарное. Как проходило её открытие?
А.Б-Г.
Церемония была предельно торжественной, предельно короткой и ясной. Рамзан Кадыров с членами своего правительства и с муфтиями, прибыв в только что построенный концертный зал Грозного, торжественно объявил выставку открытой. Я произнес приветственную речь. Обставлена была церемония открытия таким образом, что возле каждого моего полотна стоял почетный караул из красивых юношей и девушек, одетых в национальные костюмы. Во время короткой аудиенции Рамзан поблагодарил меня за внимание к фигуре его отца и за прорыв информационной блокады, возникшей вокруг Чечни. Этот молодой человек обладает свойствами лидера, он излучает, транслирует свой образ в народ. Демонстрирует дисциплину, стойкость и патриотизм.

"ЗАВТРА". Какова реакция "братьев наших меньших" либералов на твой чеченский вояж?
А.Б-Г.
Люди, оклеветавшие меня в связи с получением мною премии имени Кандинского, пытались помешать состояться этой поездке. Они куда-то звонили и писали письма, в том числе и Кадырову. Однако никто из них не приехал в Грозный и не попытался сорвать мероприятие.

"ЗАВТРА". А теперь будут недовольны тобой русские националисты…
А.Б-Г.
В своих оценках был совершенно искренен. Я своими глазами увидел чеченское чудо, и я верю в русское чудо!

Беседовал Андрей Фефелов

1.0x