Авторский блог Владимир Винников 03:00 27 мая 2009

АПОСТРОФ

НОМЕР 22 (810) ОТ 27 МАЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Владимир Винников
АПОСТРОФ

Наше время. Антология современной поэзии России. / Сост. Б.И.Лукин. — М.: Изд-во Литинститута им. А.М. Горького; НН.: Вертикаль. XXI век, 2009. — 416 с., 2000 экз.
Недавно Би-Би-Си сообщила, что молодые британцы крайне мало интересуются поэзией — лишь двое из десяти опрошенных младше 25 лет смогли припомнить хоть какие-нибудь стихи. Три четверти заявили, что стихотворные образы их "обескураживают", и они даже не пытаются читать подобные произведения.
Так вот, обсуждение данной новости на русскоязычном сайте этой медиакорпорации заняло целых 28(!) страниц — так близко к сердцу приняли наши любители поэзии проблемы Туманного Альбиона в целом и его подрастающего поколения, в частности. "Причина потери интереса к Поэзии — ОСКОТЕНИЕ народа, — написал один из комментаторов. — Людям интересно только плотское и животное, а всякие там "поэзии" им неинтересны. А причина оскотения — ПОТЕРЯ ЭЛИТЫ общества. Та Элита, что ещё осталась на Западе, практически не имеет "рычагов давления" на общество — а именно благодаря такому давлению общество и удалось так поднять. Сейчас это общество "катится под горку" — так ему легче и веселее…"
Откуда, наверное, можно сделать вывод, что у нас-то с поэзией и с обществом дела обстоят немного лучше. Но так ли это?
Шесть с лишним лет назад я опубликовал статью "Возвращение поэзии" ("День литературы", 2003, № 1). Тогда сказанное там было скорее не реальностью, а ощущением каких-то перемен в отношении нашего общества к поэзии и поэзии — к обществу. "Корневая система" отечественной поэзии, закатанная было под асфальт "рыночных отношений" все-таки не погибла. Первые ростки, пробившие этот асфальт, может быть, еще не слишком радуют глаз, но они, вне всякого сомнения, живы, а значит — дело дойдет и до цветения, и до новых плодов. Вопрос только в том, что это окажутся за цветочки-ягодки, не слишком ли изменилась генетика, не накопились ли в современной русской поэзии какие-нибудь "тяжёлые металлы" и тому подобные яды?"
Составленная Борисом Лукиным антология современной поэзии России (написать "русская поэзия" издатели, видимо, не решились из соображений политкорректности) в значительной мере даёт ответ на такие вопросы.
Прежде всего радует определенная жесткость пространственно-временных принципов составления антологии. В неё включены стихи только тех русских поэтов, которые, во-первых, живут в Российской Федерации, от Южно-Сахалинска до Краснодарского края, а во-вторых, родились в 60-е годы прошлого века (единственное формальное исключение — Максим Амелин, но его 7 января 1970 года, если считать по старому стилю, — это еще 25 декабря 1969 года), и даже порядок размещения авторов внутри книги обусловлен датами их рождения.
Остаётся лишь надеяться, что в серии "Наше время" когда-нибудь найдётся место и для тех современных русских поэтов — навскидку назову, например, Светлану Сырневу и Всеволода Емелина, Николая Голикова, Алексея Шорохова и Марину Струкову, — которым не посчастливилось родиться в одно десятилетие с Борисом Лукиным. Кстати, про себя он пишет: "Родился 4 августа 1964 года в Нижнем Новгороде. В те годы город назывался Горький и на картах страны отсутствовал, как и многие другие военные центры СССР". Зачем городу Горькому здесь приписана былая слава города Сарова (Арзамас-16), неясно; ну, что есть — то есть.
Но не это, в общем-то, важно. Важно другое — стихи 33 поэтов, представленных в антологии "Наше время", подтверждают: возрождение поэзии в России всё-таки перешло из разряда желаемого в разряд действительного. Повторю еще раз: в современной России появился пресловутый "социальный заказ" на некое иное по сравнению с недавним прошлым качество искусства вообще и литературы, в частности. Они снова приобрели (приобретают) социальное измерение — не "сделайте мне красиво (некрасиво, больно, не больно и так далее, до бесконечности — нужное подчеркнуть)", а "дайте инструкцию по выживанию" в современном очень большом, очень сложном, очень тесном и очень жёстком мире.
А что это значит применительно к данному изданию и к современной поэзии в целом? Если литература в целом является родом воинского искусства, то поэзию можно назвать литературным "спецназом". Специалисты хорошо знают, например, о связи поэзии скальдов с победами викингов, а арабских касыд — с последующим "исламским пожаром" VIII-IX веков. У одного из самых ярких авторов антологии, Виталия Пуханова, есть стихотворение, посвященное как раз этой теме — но не вошедшее в его подборку:
Пока чернел над полем крест орлиный,
И зарастала житница бурьяном,
По слову собирая на былину,
По нищим деревенькам шли бояны.
Мать пела сыну, пела-выпевала:
"Ты утром встанешь —
и взойдёт Ярила!"
Обугленная Русь полудышала,
Который год дыхание копила.
Все ожидали, укрывая глиной
Отцов и братьев, данников недавних,
Когда бояны пропоют былиной
Богатыря, не знающего равных.
И тысячи за ним пойдут по зову,
И он пойдёт бесстрашными полками
На поле — избавляться от позора:
Мечом, копьём и голыми руками.
Всё сплавлено, всё слито воедино —
Не сладить ни варягам, ни татарам.
От каждого — по слову на былину,
От каждого — по одному удару!

Знаю, что автор в своё время отказался от последней строфы этого стихотворения. Верю, что настанет время её восстановить.

31 марта 2024
24 марта 2024
7 апреля 2024
1.0x