НОМЕР 18 (806) ОТ 28 АПРЕЛЯ 2009 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Пётр Ерёменко
ПОЧТО СОБРАЛИСЬ?
Нет, не сумел Михалков раздавить в марте либерально-атлантистскую гидру. Не прошло и месяца, как она зашевелилась вновь. В Москве случился очередной фестиваль "Кинотеатр. Док"…
Все это — насчет гидры и "зашевелилась", — можно подумать, шутка. Только в каждой шутке, как известно…
Впрочем, всё по порядку. "Кинотеатр.Док" — это фестиваль так называемого независимого неигрового кино. В этом году ему пять лет. За время своего существования фестиваль зарекомендовал себя как стартовая площадка для молодых режиссеров, снимающих "неформатные" фильмы. "Формат" же, по понятиям Кинодока, — это два взаимоисключающих явления. Во-первых — псевдодокументальные поделки, отштампованные на телевидении. Во-вторых — классическое документальное кино, которому учат, например, во ВГИКе. Словом, классически левое восприятие действительности: и официоз отвратителен, и настоящее искусство не близко.
Что же предлагается взамен? Трясущаяся камера и невнятная и драматургия. Это по форме. А по содержанию — репортажное фиксирование зачастую неблагообразной реальности: бесконечные истории про бомжей, неполноценных, молодежные субкультуры и прочий асоциальный элемент. Понятно, что такое не возьмут на ТВ, где царствует гламур. Ясно также, что "настоящему" (художественному) неигровому кинематографу тоже, в общем-то, не до того.
Впрочем, несмотря на декларируемую альтернативность, "Кинотеатр.Док" — явление все-таки массовое. Конечно, не в обыденном смысле — народ на мероприятия фестиваля, прямо скажем, не ломится. А вот число желающих поучаствовать в конкурсе, то есть творцов, из года в год неумолимо растет. Оно и понятно — сегодня каждый, у кого есть пускай даже самая примитивная камера и компьютер, рвется в бой — снимает, монтирует, а потом пытается выдать получившееся за произведение искусства. И в этом, конечно, нет ничего дурного. Настораживает другое. Организаторы Кинодока ставят своей целью это… творчество пропагандировать и поощрять. Вопрос — зачем? Ответ, кажется, можно отыскать, если дать себе труд вглядеться в ситуацию чуть повнимательнее.
Пятый Кинодок начался с жалобы. В предваряющем фестиваль пресс-релизе организаторы посетовали, что, мол, большинство тем за 4 года уже исчерпаны, язык оскудел, а фактура осточертела. Из принципа "что вижу — то пою" — кино не рождается. Вывод один — пришло время учиться.
Неужели наступило прозрение? Неужели фестиваль переболел детской болезнью? Едва ли. За знаниями Кинодок посылает молодых режиссеров всё-таки не в ненавистный ВГИК, а совсем в другое место. "Пока очень мало людей, способных правильно учить. Бенефис педагога Марины Разбежкиной, который ожидается на нашем апрельском фестивале, свидетельствует о том, что можно поставить глаз, как ставят руку. Можно научить видеть и слышать. И можно научиться делать. Ученики Разбежкиной это доказывают".
Посыл, надо сказать, весьма странный: ведь именно мастерская Марины Разбежкиной все эти годы и была основным поставщиком Кинодока. Работы её студентов, по сути, и формулировали ту эстетику, от которой теперь вроде бы собрались бежать устроители фестиваля. Значит, все-таки не собрались. Процитированный же манифест оказался всего лишь рекламой разбежкинской киношколы. В конце концов, почему бы нет? В желании заработать нет ничего зазорного. Однако, и здесь не всё так просто.
В свое время через Разбежкину "Кинотеатр.Док" был связан с печально известным заведением под названием "Интерньюс". Основной профиль этой некоммерческой организации — воспитание "свободных" журналистов. Под крышей "Интерньюса" пятая колонна многие годы отрабатывала американские гранты — внушала доверчивым слушателям "правильное" (прозападное) представление о внутренней и внешней политике России. Что же делала жизнерадостная госпожа Разбежкина в столь мрачном месте? — Учила документалистике. В 2007 году "Интерньюс" "разгромили", и Марина Александрова отправилась преподавать в другой рассадник либерализма — Высшую школу экономики. Туда-то и отправляет теперь Кинодок молодежь "ставить глаз".
Конкурсная программа фестиваля на поверку оказалась весьма эклектичной. Заведомо бездарные, сделанные левой ногой безделушки соседствовали здесь с еще незрелыми учебными работами. Тут же каким-то чудом очутились несколько и вполне себе серьезных, крепко сбитых произведений. Смешение всего в одну кучу — видимо, таков был принцип отборщиков. Из хаоса, однако, не родился порядок. Итоги фестиваля, мягко говоря, странноваты.
Приз оргкомитета получил фильм "Дом на реке". Его автора Феликса Якубсона сложно назвать начинающим режиссером. Феликсу Израилевичу — 67. Хотя его творение по духу мало отличается от работ более юных участников фестиваля. Петербург 90-х предстает перед зрителем во всей своей неприглядности: с бомжами, бытовой неустроенностью, разложенцами-хиппи. Главные герои — отец и сын — живут в этом, а потом не выдерживают — покидают культурную столицу и на автобусе отправляются в Землю Обетованную.
"За любовь и надежду" был отмечен фильм ученика Разбежкиной Матвея Трошинина "Пошто, маловерная". Картина о мальчике-дауне, сыне священника, стремящемся преодолеть страх и залезть на колокольню. Действительно, трогательная работа. Но тоже довольно типичная для Кинодока. Кажется, что молодые режиссеры все как один увлечены поиском столь "необычных" героев. Хотя зачем далеко ходить? Член жюри драматург Михаил Угаров, вручая приз, многозначительно заявил, что фильм — про него…
Диплом гильдии кинокритиков получила (опять-таки студентка Разбежкиной) Виктория Якубова. Девушка вообще "снимала" на web-камеру. Двадцатиминутка о нешуточных интернет-издевательствах. Прямо-таки психологический триллер. Называется "Травля". Странно, вручитель диплома Виктор Матизен не сказал, что это о нём…
Еще один "отпрыск" Разбежкиной — Павел Лопарев. Снял фильму о двойниках Ленина, Путина и Николая Второго, тусующихся у стен Кремля. И вот вам, пожалуйста — приз с сумасшедшим назва- нием "за отображение комичного настоящего трагичного прошлого".
Специального упоминания жюри непонятно за что удостоились незатратные вещицы под названием "Дорогой стол" Анджелы Абзаловой и "У синего моря" Офелии Аванти. Не сложно догадаться, чьи они ученицы…Тут, впрочем, и говорить не о чем.
Остается посочувствовать, оказавшейся во всей этой компании умнице Алене Полуниной. Ее "Революция, которой не было" получила приз "за уникальное художественное отражение политической жизни". Полнометражное кино о нацболах заслуживает наивысших похвал. Художественно и содержательно, действительно, потрясающая вещь!
Кажется, Алене и самой непонятно было, зачем она там оказалась…
1.0x