"Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа" (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull, США, режиссер — Стивен Спилберг, продюсер — Джордж Лукас, в ролях — Харрисон Форд, Кейт Бланшетт, Джон Херт, Рэй Уинстон, Шиа ЛаБеф, Карен Ален, Эндрю Дивофф, Игорь Жижикин, Дмитрий Дьяченко, Илья Волох)
1957-й. Америка поголовно увлечена тарелкой-фризби, в то время как Советский Союз запускает в космос "Спутник-2" с собакой Лайкой на борту. Паранойя по поводу "красной угрозы" уже пережила свой пик, инициатор "охоты на ведьм" сенатор Маккарти спился и умер, но общество по инерции вс` еще лихорадит. И есть с чего. К тайной военной базе, укрытой в пустыне Невады приближаются загадочные грузовики; в них сидят хмурые люди со стальным прищуром, внимательно всматривающиеся в горизонт. Пара выстрелов и охрана повержена; на территорию проникает враг. Из багажника на землю выбрасывается человек. Катится в пыли знакомая шляпа, знойный ветер треплет поседевшие волосы, а закат, вторя происходящему, пламенеет тревогой. Человек поднимается с земли, оглядывается вокруг и проницательно констатирует факт: "Коммунисты!" (в оригинале звучит не больше, не меньше, как "Русские"). Это неутомимый профессор Индиана Джонс (Харрисон Форд), стопроцентный американец и приверженец политики Эйзенхауэра, который в разгар Холодной войны, где красные мерещатся американцам за каждым кустом, уверенно продолжает поиски затерянных артефактов. Теперь он в руках советских агентов под предводительством уроженки Восточной Украины, любимицы Сталина Ирины Спалько (Кейт Бланшетт), с неподражаемой интонацией произносящей украинское слово: "Погодьте". Оказывается, русские охотятся за неким Хрустальным черепом, что спрятан в дебрях Перу и представляет собой загадочное мистическое оружие по промывке мозгов. Череп должен привести искателей в Эльдорадо, город из чистого золота, в котором спрятаны знания вселенского масштаба. Спалько шантажирует Джонса (в руках советских агентов его бывшая любовь и старый приятель), и бесстрашный профессор в шляпе под хорошо всем известный бравурный марш Джона Уильямса отправляется на поиски таинственного города. Помогает ему в этом молодой и глупый байкер-бунтарь (Шиа ЛаБеф).
Когда Стивен Спилберг и Джордж Лукас были маленькими, они, как и все типичные американские дети, увлекались приключенческими телесериалами и комиксами. Сильно увлекались. До такой степени, что однажды, в 1977 году, на Гавайях, где молодые кинематографисты проводили отпуск, им пришла в голову грандиозная идея: а ведь здорово создать персонажа, который стал бы собирательным образом тех героев, приключениями которых они зачитывались в детстве. Спилберг, правда, мечтал снять фильм о Джеймсе Бонде, но Лукас убедил приятеля, что у него есть персонаж получше. У Лукаса жила в те годы собака, породы аляскинский маламут, ставшая впоследствии прообразом Чубакки в "Звездных войнах", и звали этого примечательного пса Индиана. Так у героя появилось прозвище, ставшее со временем культовым. Первоначально доктору Генри "Индиане" предназначалась фамилия Смит, однако после долгих обсуждений, друзья сошлись на более благозвучной приставке Джонс.
Главными отличительными чертами отважного археолога стали его шляпа, кнут, с помощью которого, он решает многие, стоящие перед ним проблемы, и патологическое отвращение к змеям. На главную роль вопреки желанию Лукаса, Спилберг утвердил Харрисона Форда, и большое приключение началось. В 1981 году на экраны выходит фильм "Искатели потерянного ковчега", а затем его приквел "Индиана Джонс и Храм судьбы" (1984) и сиквел "Индиана Джонс и Последний крестовый поход" (1989). Грандиозный успех провоцирует появление телесериалов про молодого Индиану, книги, комиксы и видеоигры. Эпопея, наравне с трилогией "Назад в будущее!" Роберта Замекиса, становится визитной карточкой развлекательного кино 80-х.
В начале 90-х Лукас предлагает Спилбергу и Форду сценарий с умопомрачительным названием "Индиана Джонс и пришельцы с Марса", в котором инопланетяне охотятся за статуэткой ацтекского божества. Венчал сюжет ядерный взрыв, во время которого марсиане погибали, а Индиана Джонс спасался от взрыва в холодильнике, ударной волной выброшенным в канаву. Происходило всё в так называемой Зоне 51 — невадской секретной базе, где, по непроверенным данным, американцы хранят останки злополучных пришельцев. Как сказал бы агент Малдер: "Скалли, в 1947 году, в Розвелле, многие очевидцы наблюдали нечто подобное…" Спилберг и Форд покрутили пальцем у виска и предложили киномагнату заняться лучше продолжением "Звездных войн", что он и сделал. Но идею свою не забыл. Теперь, во времена тотального возвращения на экраны героев 80-х, воскрешение Индианы стало неизбежным. Точкой отсчета был выбран период Холодной войны, и в сценарии нашлось место всем фобиям американцев того времени: от "вездесущих коммунистов" до угрозы инопланетного вторжения (подчас эти страхи были тождественны). Пригодилась и сцена с холодильником (олицетворяющим, очевидно, холод между двумя сверхдержавами) — правда, для пущего эффекта, она перенесена в первую часть картины, где действительно смотрится бодрячком.
"Холодная война — это особая эпоха, очень интересное время. Почему, например, в фильме действует советское агентство? Да потому что это самый достойный противник для американцев. За Хрустальный череп не может бороться незнамо кто", — рассуждает Харрисон Форд. Но не слишком ли символичным кажется то, что столь мощный, свойственный скорее старому Голливуду, "наезд" на Россию случился именно в путинско-медведевскую эпоху со всеми вытекающими отсюда последствиями? Ведь если в 80-е, другой недавний возвращенец Джон Рэмбо мутузил советские войска в Афганистане (исключительную по своей содержательности фразу "Куров, возвращайтесь на базу!" помнят все), то старый добрый Индиана противостоял исследовательской организации СС "Аненербе", что вполне устраивало мировую общественность по обе стороны океана. Теперь коммунисты и фашисты уровнялись в своих правах за мировое господство, а спасает цивилизацию всё тот же добропорядочный американец Инди Джонс. Обижаться на подобные выпады странно и недостойно — в конце концов, американский патриотизм всегда страдал излишней патетикой в гипертрофированном изображении своих врагов (обошлись без балалаек с медведями, и, слава богу). Пора бы уже и привыкнуть (что с них возьмешь, с американцев?), но новая работа Спилберга и Лукаса и в наши дни способна довести до исступления поборников исторической правды. Например, вот какие сюжетные варианты по реконструкции блокбастера предлагает Спилбергу одна питерская коммунистическая организация.
"Пусть даже половину фильма Индиана Джонс воюет с коммунисткой Ириной Спалько и её отважными товарищами. Но затем, мы полагаем, они должны вместе объединиться против агрессивных инопланетян и победить их в трудном бою, а хрустальные черепа передать на хранение в Совет Безопасности ООН.
Также в новой версии фильма Индиана Джонс должен выступить против расовой дискриминации в США и призвать Эйзенхауэра (президент США в 1957 г.) к прекращению антикоммунистической истерии. Желательно, конечно, чтобы Спалько по ходу фильма ознакомила Джонса с основными трудами В.И.Ленина, но на этом мы не настаиваем. Необходимо также сделать более женственным образ разведчицы-коммунистки Спалько: украинки все красивые, спокойные и очень пластичные, а она какая-то угловатая и постоянно находится в стрессовом состоянии. Мы считаем, Спалько должна расцвести, как женщина, хотя бы к концу фильма. Поскольку часть действия происходит в Латинской Америке, необходимо ввести в сюжетную линию участников кубинской революции, показать интерес диких племен к социальным преобразованиям и национальной политике в СССР. Один из индейцев пусть в финале отправляется вместе с Ириной в Советский Союз, на учебу".
При всей беззащитной нелепости подобных заявлений, было бы крайне любопытно, если бы Спилберг внял советам питерских коммунистов и переснял "Индиану Джонса", учитывая столь серьезные требования. Тогда всё было бы на месте: и веселые приключения, и сумасшедший драйв, а главное — появился бы тот самый ностальгический детский восторг, без которого подобное кино просто немыслимо. Потому как новые приключения мужественного археолога этого восторга возродить, увы, не способны. Впрочем, на чудо никто и не надеялся. Финал, где Индиана ведет под венец свою давнюю любовь Мэрион (Карен Ален) и вовсе выглядит посмешищем: не для того столько лет мы любили этого персонажа, чтобы он слился с обывательской массой в кругу счастливой семьи. И пусть простят меня питерские товарищи, но образ полковника КГБ, Героя социалистического труда, трижды Героя Советского Союза Ирины Сергеевны Спалько, созданный Кейт Бланшетт и воскрешающий в памяти Грету Гарбо в "Ниночке" (да и сам по себе весьма примечательный), представляет собой единственно ценную и стоящую вещь в этой шкатулке древностей.