НОМЕР 16 (752) ОТ 16 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Щукин
МЕГАМАШИНА
Инфляция в России растёт жуткими темпами. Согласно отчету Института национальной стратегии, мониторинг цен только на продовольственные товары в Москве и Московской области с 1 октября 2007 г. по 31 марта 2008 г. показывает их подорожание в среднем на 56,2%, примерно по 9% в месяц. Официально уровень инфляции за тот же период составил всего лишь 11%, в пять раз меньше. Спрашивается, кому тут верить?
Но дело ведь не только в точных цифрах. Не менее важны вопросы о том, почему всё это происходит и что делать? Ответы на них даже в нынешнем правительстве не сходятся.
Премьер-министр Виктор Зубков, а также министр экономического развития и торговли Эльвира Набиуллина видят корень проблемы в структурных перекосах российской экономики и ратуют за ускорение экономического роста при помощи дополнительных государственных инвестиций.
В то же время вице-премьер и министр финансов РФ Алексей Кудрин утверждает, что инфляция растет из-за того, что российская "экономика перегрета" ввиду избытка в ней денег, которые Минфин на пару с Центробанком просто не успевают "стерилизовать". Рецепт — сократить госрасходы
Практически полное согласие с этой позицией высказывает и такой авторитетный бизнесмен, как Олег Дерипаска: "Основная проблема для нас — это не инфляция, а укрепление рубля... Темпы укрепления рубля ничем не оправданны, их никто объяснить не может".
Разумеется, возникает вопрос, кто тут прав, а кто нет. С одной стороны, налицо вероятность масштабного "распила" этих самых дополнительных госинвестиций российской чиновной мафией, сверху донизу. С другой стороны, отдавать все нефтедоллары заокеанскому "дяде Сэму" без всяких гарантий хотя бы частичного их возврата — тоже как-то нехорошо (по принципу "жену отдай дяде, а сам ступай к б...ди").
Приходится всерьёз задуматься, а не сталкиваемся ли мы с классической ситуацией "ложного конфликта", которую некогда товарищ Сталин определил знаменитой фразой "Оба хуже!", то есть из двух предлагаемых вариантов действий, видимо противоречащих друг другу и враждующих между собой, нельзя сделать адекватный выбор по принципу "меньшего зла", ибо и то, и другое разными путями, но ведёт к провалу, поражению, катастрофе и т.д.
Согласно известному аксиологическому принципу, выход из лабиринта всегда находится там же, где и вход в него. Что это может означать применительно к современной финансовой политике России?
Применительно к современной финансовой политике России это может означать самый неожиданный, парадоксальный и вроде бы ведущий к развалу экономики шаг — значительное укрепление рубля относительно доллара и других мировых валют. Иначе говоря, ревальвацию нашей национальной денежной единицы.
Во-первых, она практически "автоматом" убьёт рублёвую инфляцию на рынке жизненно важных потребительских товаров и услуг, в том числе — за счет реального удешевления необходимых импортных товаров.
Во-вторых, укрепление рубля так же "автоматом" заставит российских экспортёров сырья не вывозить всю свою свою сверхприбыль за рубеж, а реально инвестировать необходимые средства в модернизацию производства и инфраструктуры.
В-третьих, при условии одновременной отмены НДС, появятся объективные условия для развития на территории страны высокотехнологичных производств с высокой добавленной стоимостью.
Наконец, в-четвертых, для всего мира это будет однозначной манифестацией того, что внеэкономический передел собственности на территории Российской Федерации под видом "рыночных реформ" и чего угодно еще прекращен, что наша страна становится зоной системной модернизации собственной экономики.
На неизбежные вопли и стенания нынешних олиграхов и либерал-экономистов о том, что "сильный рубль" понизит конкурентоспособность наших товаров на внешнем и внутреннем рынке, следует возразить, что с такой структурой экспорта, где свыше 85% составляет сырье и продукция первого передела, никакой угрозы вывозу нефти, газа, леса, черных и цветных металлов на внешние рынки нет и быть не может — в результате сократятся только сверхприбыли наших олигархов, возрастут зарплаты в соответствующих отраслях и станет невозможным (поскольку невыгодным) банально "дербанить" доставшееся даром всенародное (или национальное — кому как угодно) богатство.
А другим товарам, прежде чем соперничать с зарубежными на внешних рынках, необходимо научиться выдерживать конкуренцию на собственном — и для того, чтобы это стало возможным, в частности, и существует институт государства, которое способно с помощью налоговых и других механизмов постепенно "подвести" своих производителей к такой возможности.
Россия сегодня — не Китай, который экспортирует готовую потребительскую продукцию на триллионы долларов и которому ревальвация национальной валюты реально противопоказана. Для нашей экономики это не яд, а лекарство. Разумеется, в строго выверенных дозах и в строго выверенной последовательности. Поэтому конкретные параметры ревальвации рубля (и, наверное, деноминации его) должны быть определены новым президентом и новым правительством. Однако работу в этом направлении нужно начинать, на мой взгляд, уже сегодня: время не ждет, глобальный финансовый кризис (как в старом "английском" анекдоте: "Темза, сэр!") уже подступает к нашему порогу. И его, этот рублёвый порог, нужно срочно нарастить.
1.0x