Авторский блог Редакция Завтра 03:00 1 апреля 2008

АПОСТРОФ

НОМЕР 14 (750) ОТ 2 АПРЕЛЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Сергей Казначеев
АПОСТРОФ

Юрий КУЗНЕЦОВ. Прозрение во тьме. — Краснодар: КубаньКино, 2007.
Когда краснодарский писатель, заместитель главного редактора журнала "Кубань" Юрий Лебедев предложил мне написать "небольшое, но ёмкое" предисловие к новому изданию произведений выдающегося русского поэта Юрия Поликарповича Кузнецова, я поначалу растерялся. И не удивительно: о недавно ушедшем таланте уже столько написано и сказано, что рассчитывать на успех и сказать нечто стоящее на нескольких страницах текста было бы весьма самонадеянно. Но составивший и продвинувший в печать эту книгу Ю.Лебедев, чувствуя мое затруднение, пришёл мне на выручку, указав на необычный принцип составления сборника: в него были включены давным-давно не переиздававшиеся ранние стихи Кузнецова, все наиболее значимые поэмы его, а также — проза, представляющая неожиданную для многих читателей грань его таланта.
Дело в том, что когда мы имеем дело с по-настоящему мощным природным дарованием, сразу чувствуется, что его литературный вес, подобно массивному астрономическуому телу, искривляет духовное пространство вокруг себя и подчиняет своему воздействию явления и предметы, попадающие в зону тяготения. Оказавшиеся в этом водовороте люди, события, тексты, вещи приобретают оттенок приобщенности к великому. Согласитесь, что для нас с вами любая мелочь, сопряженная с судьбой и творчеством Пушкина, Достоевского, Блока приобретает большую интеллектуальную и эстетическую ценность. То же самое ныне мы можем сказать о Кузнецове.
Разумеется, ранние стихи поэта, относящиеся к периоду его увлечения метафорой, уступают шедеврам его зрелой лирики по силе воздействия на читателя. Но переиздание их было просто необходимо, так как они подчёркивают конфигурацию его творческого пути. Мощные образы раздела "Простота милосердия", включающего в себя стихи 80-х—90-х годов, становятся понятнее и звучат еще более полифонично в общем контексте художественной, философской и религиозной эволюции мастера.
Ранние опыты начинающего стихотворца, любопытные сами по себе, еще более важны для постижения личности поэта в целом. Вот, например, лирическая миниатюра Ю.Кузнецова, датированная аж 1957 годом, то есть — родившаяся в его душе, когда ему было всего-то шестнадцать лет:

Журавли летят на юго-запад
Над осенним маревом дубрав.
А над степью слышен терпкий запах
Пожелтевших выгоревших трав.
Синий купол света над Россией,
Синий блеск в высоких воздусях.
И во сне кусочек неба синий
Я увидел в девичьих глазах.

Как видим, юный автор еще только нащупывает черты своей оригинальной стилистики, но с содержательной точки зрения можно утверждать, что в этих восьми строках уже просвечивают, как в сверкающей капле, основные темы его последующего мировидения и самовыражения: тут и пронзительная лирическая нота, и оригинальная оптика, и — самое главное! — неизбывная напряжён- ная дума о судьбе своей родной страны.
По-своему оттеняют и дополняют поэтические тексты рассказы и эссе писателя, многолетнего руководителя творческих семинаров в Литературном институте. Заключительным штрихом издательского проекта стало блистательное эссе Сергея Небольсина "Юрий Кузнецов — мыслитель". Художественный портрет Юрия Кузнецова предстаёт многомерным и стереоскопическим.
Конечно, очень многое из наследия Кузнецова осталось за рамками книги, — столь плодотворной и многогранной была его деятельность. Но книгу, изданную краснодарцами, я бы предложил считать еще одним важным подступом к собранию сочинений поэта, которое, насколько мне известно, предполагается в ближайшем будущем осуществить при поддержке Правительства Москвы. Помолимся же о том, чтобы ничто не помешало реализации этого амбициозного и масштабного проекта, который для русских ценителей кузнецовского гения является делом чести.
1.0x