Авторский блог Андрей Смирнов 03:00 25 марта 2008

СТИЛЬ И СОБЛАЗН

НОМЕР 13 (749) ОТ 26 МАРТА 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Андрей Смирнов
СТИЛЬ И СОБЛАЗН

В Московском музее современного искусства (Петровка, 25) проходит выставка "Четыре измерения Антона Корбайна".
Несколько лет назад, после выхода статьи о выставке Энди Уорхоле в ЦДХ, на форуме газеты один читатель недоумённо вопросил: "А зачем нам Уорхол?" Смутила, видимо, не сама фигура творца поп-арта, но интонация материала, в котором авторы пытались анализировать Уорхола без ожидаемого негатива. Я отшутился блоковским: "Нам внятно всё/ И острый галльский смысл, и сумрачный германский гений". Однако отдаю себе отчёт в том, что значительная часть аудитории реагирует на любые публикации подобного рода с непониманием, а то и раздражением — мол, зачем нам эта западная смурь, иноземный гламур, если этого и так полно по официальным СМИ. Но "там" хватает всего и разного. За валом попсы и поделок значительные культурные образцы частенько остаются вне внимания публики. Наконец, если мы претендуем на имперский взгляд, то неизбежно-внимательное отношение к мировым явлениям. Империя — это экспансия, но и работа с тем, что вокруг. И обмен. Иначе наш имперский выход будет невнятен и неадекватен времени и миру.
Смотрительница на входе по-домашнему спрашивает: "На Антона?" Да уж, "на Антона".
Не просто так полторы сотни фотопортретов и экран с видеоклипами привлекли внимание столь массовой аудитории.
На третьем этаже музея — целый мир, большой, иной, соблазнительный.
Антон Корбайн — знаменитый голландский фотохудожник, режиссёр. Стиль Корбайна стал одним из символов культуры последних десятилетий. Его объектив фиксировал десятки поп-идолов — от Дэвида Боуи до голливудских актёров. Музыканты "Depeche Mode" провозгласили Корбайна пятым участником своей группы (почти как Джордж Мартин у битлов). Корбайн во многом является творцом образа легендарной команды — сотни фотографий, клипы DM, сценический образ.
Такое же большое внимание (признаться, не укладывающееся у меня в голове) он оказывает отвратно-пафосному Боно и группе "U-2".
Последний клип в короткой истории "Nirvana" — болезненно-яркий "Heart Shaped Box" — это тоже Корбайн. Причём Курт Кобейн так вдохновился сотрудничеством с режиссёром, что мечтал о том, чтобы дальнейшие "экранизации" творил также голландец. Не сошлось.
"Четыре измерения Антона Корбайна" — своего рода этапы его творческого пути.
Цикл "Famouz" (1989) — почти двухдесятилетний, по словам Корбайна, "взгляд внутрь снаружи" на знаменитых персонажей поп-культуры. Было сказано: "Корбайн снимает рок-звезд не такими, какие они есть, а такими, какими они должны быть".
И вот мир недосягаемых звёзд. Фантастический Kraftwerk, анималистичный Майлз Дэвис, "вшитый" в кресло Дэвид Бирн, чьи "конечности" уж совсем не человеческие. Перед нами Посторонние, точнее даже Потусторонние, рвущиеся из этой "концентрационной вселенной". Творцы прошлого — Босх, Моцарт, Ван Гог предстают как "свидетели Иного", заброшенные в наш мир. Благодаря Корбайну также выглядят поп-идолы современности.
Опыт студийной съёмки вошёл в альбом "Star Trak" (1996). В этих работах Корбайн заглядывает "внутрь изнутри".
Постепенно Корбайн переходит от волшебства к очеловечению. Звёзды опрощаются. А может, наконец, и становятся собой. Вполне возможно, что в сих великолепных сфинксах никакой загадки никогда и не было.
"33 натюрморта" (1999) — взгляд "наружу изнутри". Корбайн играет в папарацци. Это тщательно выверенная постановка под случайные кадры охотников за знаменитостями.
Его изображение музыкантов — "продолжение музыки, которую они играют", а актёры — заложники своих кинообразов. И вот Капитан Бычье Сердце загадочен, Бон Джови — тривиален, а Том Уэйтс юродствует.
Наконец, серия автопортретов "A Somebody" (2002). Если прикидывать драматургию циклов, то последний максимально удалён от "Famouz". Уже сам Корбайн надевает маски звёзд, перевоплощается в Бадди Холли, Марли, Леннона, Фрэнка Заппу. Автопортреты, пожалуй, полезно изучить Мамышеву-Монро — как можно "стать звездой" без навязчивых перверсий.
Когда Корбайна называют музыкальным фотографом, он выражает недовольство. Голландец, несомненно, художник. Его кадры проработаны до мелочей, создавая ощущение работы живописца. Но проблему — является ли Корбайн в какой-то степени наследником великих голландцев эпохи Возрождения и Нового времени — пусть обсуждают специалисты.
При этом следует заметить, что как фотохудожник Корбайн — далеко не гений. Но от этого его не становится меньше. Через Корбайна поп-культура создаёт собственный миф и одновременно исследует себя. Без его видеостиля многие из героев и мэтров "новой волны" остались бы рядовыми бойцами контркультурного фронта. Имидж — значительная составляющая современной поп-культуры. В мире, где слово или звук (кроме звука шуршащих купюр или хруста кредиток, разумеется) уступили место образу, неизбежно и обязательно должны быть такие творцы. Корбайн — не просто оформитель, фотограф и автор клипов любимых групп, а соучастник и вдохновитель их проявлений. Он — создатель эпохи и одновременно её летописец.
Первый раз Корбайн был в нашей стране ещё в начале восьмидесятых. В эфире радио "Максимум" Антон был последователен и оценил наше время без восторгов: "Мне кажется, рекламы слишком много и она очень сильно портит вид города. С эстетической точки зрения Москва-82 мне нравится больше Москвы современной".
Людей со вкусом и чувством стиля, пусть и небезупречным, наша страна по-прежнему интересует. Главное, чтобы мы были в состоянии предъявить себя. Корбайна надо смотреть, но ни в коем случае не пытаться производить своих корбайнов. Что, увы, нередко происходит на волне массовой популярности.
Надо быть по-настоящему другими.
Из того же эфира Антона Корбайна: "Россия хороша для вдохновения. Жить здесь я бы, конечно, не смог, но как источник вдохновения, визуальных идей — это удивительное место. Здесь у вас очень интересное смешение эпох, которое особенно остро ощущается в общении с молодыми людьми. В них очень много от старого уклада, но вместе с тем они удивительно быстро адаптируются к современным темпам жизни. И ещё люди, которых я встречаю в России, удивительно хорошо образованы".
1.0x