НОМЕР 5 (741) ОТ 30 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Гордеев
ЭКЗАМЕН ДЛЯ ВСЕХ
Похоже, заявление Дмитрия Медведева о том, что будет значительно сокращаться количество высших учебных заведений и проводиться борьба с неправедным получением ученых степеней руководящими работниками и чиновниками всех рангов, как приложения к своим должностям в виде этакого украшающего "бантика", свидетельствует о решимости правительства принять радикальные меры в преодолении кризиса высшей школы.
Чрезмерный рост числа высших учебных заведений, несогласованность количества выпускников с потребностями рынка труда, недостаточный уровень их профессиональных знаний предопределили неизбежность модернизации высшей школы.
Деструктивные процессы начала 90-х годов сыграли свою роль в снижении качества подготовки молодых специалистов. Резкий переход к рыночным отношениям вызвал спад активности высшей школы. Интерес молодежи к обучению заметно угас, в среде преподавателей воцарились оцепенение и уныние. Оплата преподавательского труда стала ничтожной. В поисках заработка часть преподавателей ушла в коммерческие организации и бизнес. Затем, пытаясь сохранить завоеванные позиции и приумножить дело, они обеспечили свое участие в выборных органах. Так в учреждениях власти, бизнесе и политике появились люди с учеными степенями. Реагируя на изменения "среды обитания", администраторы, чиновники и другие функционеры, движимые чувством интеллектуальной неполноценности, жаждут приобрести заветные ученые степени, чтобы повысить свой статус и использовать их как средство уничижения других остепененных "коллег". Откровенно слабые диссертации, выполненные самостоятельно, или более качественные, но исполненные на заказ, не приносят им ожидаемого авторитета в научных кругах. Порождение "гигантов" административно-научной деятельности при участии профессорско-преподавательского состава вузов привело к девальвации ученых степеней.
Вместе с подъемом экономики и появлением обеспеченных людей возрождается интерес к высшему образованию. Открываются новые платные учебные заведения, коммерческие отделения в старейших вузах страны. Только за последние несколько лет возникло 3200 негосударственных вузов, их филиалов и филиалов государственных вузов. В распахнутые двери хлынула волна посредственностей.
Коммерциализация высшей школы обусловила снисходительность в отношениях между преподавателями и студентами. Преподаватели, долгое время пребывавшие в унизительном материальном положении, стали более склонны к коррупционным связям со своими подопечными. Нравственные устои с обеих сторон размывались. В студенческую среду попадают молодые люди, неподготовленные для обучения в вузе. Отчисление студентов по причине неуспеваемости становится экономически невыгодно. По признанию самого министра А.А.Фурсенко, "сегодня многие российские вузы лишь "выдают бумажки". Зачастую речь идет о прямой покупке диплома прямо в учебном заведении, куда студент ходит пять лет и где, кроме диплома, ничего особого не получает. В результате появился целый пласт выпускников вузов с ущербными профессиональными знаниями и невысоким культурным уровнем. При этом значительная часть выпускников не работает по специальности; в одних случаях — не видя материального стимула, в других — из-за осознания собственной несостоятельности и отсутствия интереса к избранной сфере деятельности.
Между тем, учебные заведения разного уровня и их работники продолжают пребывать в печальном финансовом положении. Низкие заработные платы, отсутствие средств на обновление материально-технической базы, недоступность современных технических средств обучения. Мы тратим в два с лишним раза меньше на подготовку студента, чем в Турции, и в 17 раз меньше, чем в США. Естественно, что государственное финансирование вузов можно было бы пересмотреть только при ясной программе действий по реформированию высшей школы в целом и упразднения ряда вузов.
В 2004 г. Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки проверено 125 вузов и филиалов. Из них соответствовали всем требованиям 22%, однако упразднили только один вуз и два филиала, а у восьми вузов приостановили лицензию.
В нашей стране, что ни направление, то приоритетное, что ни проблема — нацпроект. Но исполнение всех проектов зависит от того, как качественно подготовлены специалисты в учебных заведениях, призванные реализовывать новые идеи. Неуклонный подъем уровня образования специалистов ряда высокоиндустриальных стран (особенно в Японии) не мог не отразиться на опережающем развитии их производственных технологий по сравнению с отечественными.
Реформирование системы высшего образования встречает устойчивое сопротивление. Среди основных причин этого можно назвать консервативный характер любой образовательной системы, обусловливаемой психологической инерцией или сознательным сопротивлением самих преподавателей вузов, боязнью чисто технических трудностей и интеллектуальных затрат.
Уже шесть лет потеряно на эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в практику приема абитуриентов в вузы. Возражения оппонентов со стороны высшей школы сводятся к следующему: нельзя вести прием по результатам разового тестирования; невозможность обеспечить объективность оценок, ибо неизбежны массовые списывания, подтасовки, фальсификация; ЕГЭ не может быть антикоррупционной мерой.
Вузы настаивают на своем участии в отборе абитуриентов и предлагают проводить, в дополнение и подтверждение ЕГЭ, 1-2 вступительных экзамена. В этом случае абитуриент окажется перед коррупционными предложениями как в школе, так и в вузе.
Применительно к российской действительности наиболее приемлемым решением представляется отмена вступительных экзаменов в вуз и разделение обучения на две стадии — дистанционное (1-2 года) и традиционное открытое.
Практика зачисления в вуз без экзаменов ненова. В этом случае показателен опыт Германии, где среднее образование — 13 лет, но после 4-5 классов учащихся делят на способных в будущем учиться в университете и не способных. Первые принимаются в гимназию, где 2-3 года (abitur) готовятся к поступлению в вузы. Вступительных экзаменов в вузы нет, но, имея диплом abitur, записываются на один год в университет. При должном завершении года еще записываются на один год. Если желающих учиться больше, чем в силах принять вуз, то приходится ждать следующего года. В Германии обучение 90-95% студентов оплачивается из бюджета, при этом реализуется система финансирования вуза за счет выпускников, достигших определенного уровня заработной платы, которые оплачивают обучение своих преемников ("система обратной связи поколений").
Образовательные системы разных стран движутся в направлении создания единого образовательного пространства, создания согласованных стандартов ведения образовательной деятельности, решая задачу гармонизации и международной интеграции национальных систем высшего образования.
Ярким примером этого является Болонский процесс, названный Зоной европейского высшего образования (к которому подключилась и Россия), основная цель которого — формирование общеевропейской системы высшего образования. В его составе лежит Болонская декларация, подписанная министрами образования 29 европейских стран, в которой сформированы принципы создания Европы знаний и средства их реализации.
Одной из форм этого процесса является транснациональное образование, к технологиям обучения которого относятся: онлайновые, предоставляемые через Интернет, спутники, специальные сети; дистанционные — через все возможные средства связи; традиционные. За рубежом создаются частные виртуальные образовательные учреждения с хорошей академической основой. При дистанционном образовании знания, размещенные в Интернете, перестают быть национальным достоянием и становятся общедоступным ресурсом. Перспективность ДО определяется следующим: гибкий график обучения; использование переходных технологий; доступ к зарубежным источникам знаний; демократичность; постоянное обновление программ обучения; значительное число одновременно обучающихся; невысокая стоимость обучения; обучение независимо от местонахождения.
Дистанционное образование предполагает самостоятельную работу студентов, движимых осознанием конечной цели учебы и перспективы. Студент обеспечивается пакетом необходимой методической и научной литературы, имеет доступ к банкам компьютерных обучающих и контролирующих программ, видеозаписям лекций и практических занятий, проводимых лучшими преподавателями высших учебных заведений. Изучая дисциплину, студент, согласно своему индивидуальному учебному плану, может продвигаться от модуля к модулю, проходя этапы текущего и промежуточного контроля в необходимом для него ритме, темпе и скорости подачи учебной информации, с возможностью выбора преподавателя, консультанта и включения в учебный процесс в любое время.
Представим себе, возможно, спорную, но привлекательную футуристическую модель процесса получения высшего образования в России, может быть с элементами научной фантастики:
Высшее образование общедоступно. Отменены вступительные экзамены в вуз. Выбор специальности абитуриентом осуществляется в соответствии с котировкой специалистов на интернетовской Бирже труда. Первые 1-2 года обучение дистанционное с помощью интернет-технологий. После завершения начального курса, желающие продолжить обучение в открытой, традиционной форме, участвуют в конкурсе. Контроль знаний ужесточен, фиксируется аудио и видеотехникой. Не прошедшие конкурс на вакантные места, могут продолжить учиться дальше в виртуальном университете или ждать следующего года для участия в конкурсе. Обучение для студентов бесплатное. Оплату за специалиста с высшим образованием производит работодатель ежемесячно на расчетный счет того вуза, который закончил специалист. Не исключается диверсификация финансирования обучения. Специалист, не работающий по специальности, оплачивает обучение самостоятельно.
Фантастическое в представленной системе образования одно — отсутствие протекционизма и коррупции.
Спрос на высшее образование в мире ежегодно растет на 6% со значительным опережением услуг транснационального образования. Экспорт образовательных услуг в таких странах как США, Англия, Германия и Австралия составляет существенную долю внешней торговли. Россия, в силу своих экономических проблем, бюрократического сопротивления реформам, отсутствия четкого представления о процессах модернизации отечественного образования, оказалась на обочине мирового рынка образовательных услуг. Перед страной встала угроза захвата значительной части ее внутреннего рынка образовательных услуг зарубежными виртуальными университетами.
Финансовые потери от этого могут стать больше, чем затраты на реформирование всей системы высшего образования.
Отечественная высшая школа обладает достаточным научным потенциалом и квалифицированными педагогическими кадрами, чтобы обеспечить положительный результат реформ. Но реформирование высшей школы — процесс не эволюционный, а революционный, и последнее слово остается за теми, кто принимает решение.
1.0x