Авторский блог Георгий Судовцев 03:00 22 января 2008

АПОСТРОФ

НОМЕР 4 (740) ОТ 23 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Георгий Судовцев
АПОСТРОФ

Сергей Семанов. Председатель КГБ Юрий Андропов. — М.: Алгоритм, 2008, 352 с., 4000 экз.
В небольшом, но весьма ярком перечне первых лиц Советского Союза, обладавших высшей надгосударственной властью — властью в коммунистической партии, Юрий Владимирович Андропов занимает место почти "last but not least": последнего по счету, но не по важности.
Насчет его преемников на посту генсека, Черненко и Горбачева, сегодня вроде бы всё ясно: один — полная серость, второй — мыльный пузырь, который лопнул вместе с поверившими ему насчет "ускорения, гласности, перестройки" страной, государством, да и партией тоже.
А вот насчет Андропова никакой ясности по-прежнему не было и нет. О его влиянии на последующие события даже спорят вполголоса: многолетний шеф КГБ до сих пор остается своего рода "священной коровой" отечественных спецслужб, тронуть которую — значит навлечь на себя вполне ощутимый гнев неких незримых (или предпочитающих оставаться в тени) сил.
И то, что Сергей Николаевич Семанов, давний автор газет "День" и "Завтра", не боится нарушить это негласное табу, вызывает определенное уважение. Ведь еще в 1995 году он издал книгу "Юрий Владимирович. Записки из тени" — и ничего дурного с ним, слава Богу, не случилось. Но времена тогда в нашей стране были всё-таки немного другие...
Обычно, учитывая вклад и роль "птенцов гнезда андроповского" в события конца 80-х—начала 90-х годов прошлого века, спор вокруг фигуры Юрия Владимировича идет о том, готовил ли он своими действиями крах Советского Союза и КПСС сознательно, или же его "наследники" пошли своим путем, которые не имели ничего общего с планами их всесильного шефа.
Для Семанова здесь вопроса нет, он идет дальше. Андропов в его трактовке — далеко не самодостаточная величина, а многолетний протеже "коминтерновцев" О.Куусинена и Б.Пономарева, всерьез поработавший на свою репутацию в Венгрии 1956 года. "Свидетельствуют, что Андропов в эти дни (венгерского мятежа. — Г.С.) почти не спал, не брился и даже был небрежно одет, чего с ним в бытность на руководящих постах не случалось ни раньше, ни позже".
Конечно, главным для Семанова остается "еврейский вопрос". "Отметим характернейшую особенность, отмеченную проницательным дипломатом (Олегом Трояновским. — Г.С.), — знание наизусть главой КГБ сочинений Ильфа и Петрова. Не надо объяснять любому образованному читателю, что это есть характерый признак еврейского интеллигента, в кавычках или без них..." "В начале 70-го сусловцы извергли из своей среды двух сталинистов, занимавших ключевые посты в идеологии: зав. пропагандой ЦК Степакова и председателя Госкомиздата Михайлова, а также кое-кого помельче. Всё. Шелепин, Полянский и Мазуров еще ходили на заседания Политбюро, но жизнь текла уже мимо них. Вся власть в стране сосредоточилась в двух родственных центрах: Брежнева с его помощниками и Суслова—Пономарева (жены всех троих были одного происхождения)..." "Вот какой ближайший круг сложился возле Андропова вскоре после прихода его в ЦК. Отметим, что он этот круг не унаследовал от предшественников, а подобрал его сам и почти со всеми ними долго и доверительно работал. Лица эти характеризуются двумя общими чертами. Во-первых, все они были скрытыми сторонниками прозападной либеральной ориентации. Не случайно они стали позже "прорабами перестройки". И все они были, так сказать, "еврейского происхождения..."
Впрочем, Сергей Николаевич, наверное, не был бы самим собой, если бы не написал и следующее: "Да, Андропов был, что называется, "еврейского происхождения", то есть с наличием еврейских предков; да, он втайне сочувствовал евреям и в некоторой степени окружил себя (за пределами самого КГБ, подчеркнём это!) еврейскими советниками, но евреем в подлинном смысле слова, конечно, не был. Дело тут обстояло куда как сложнее", — с дальнейшим рассказом о "тайном сталинизме" Юрия Владимировича, книге его сына Игоря "На перекрестке двух стратегий", посвященной переговорам накануне и в начале Второй мировой войны.
Что ж, по словам Сергея Есенина, "лицом к лицу — лица не увидать, большое видится на расстояньи"... Сергей Семанов, будучи полностью вовлечен в советскую внутриполитическую "кухню" 60-х—80-х годов и увлечен ее передрягами, неизбежно лишь вскользь касается важнейших внешнеполитических событий того времени, тайных и явных, способных дополнить портрет Юрия Андропова новыми и совершенно неожиданными красками. Созданная автором "картина эпохи" выглядит поэтому едва ли не как иллюстрация к столкновению "либерально-еврейской" и "русско-патриотической" партий в "верхах" советского общества, где он принимал самое непосредственное участие.
В этой связи осмелюсь предположить, что главными и определяющими для того времени были процессы и конфликты совершенно иного уровня. Но в качестве важного источника информации для будущих исследователей, включая "картину нравов", новая книга Сергея Семанова, несомненно, удалась и представляет значительный интерес.
1.0x