Авторский блог Олег Щукин 03:00 8 января 2008

«ИСЧЕЗАЕТ» ЛИ ПУТИН?

НОМЕР 2 (738) ОТ 9 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Щукин
«ИСЧЕЗАЕТ» ЛИ ПУТИН?
Президент и преемник — новогодние перемены
"Кресла пилотов пустовали. Ровно, мерно шумели турбины. Горели разноцветные индикаторы. Избранника не было. Только в кристаллическом стеклянном ромбе кабины слабо пылала прозрачная радуга. Рассыпалась на пучки летучих лучей. Гасла. Превращалась в синеву, в пустоту", — так заканчивается роман Александра Проханова "Господин Гексоген", изданный в 2002 году, а написанный еще раньше, в самом начале "путинской эпохи".
Завершается ли она уже сегодня, на наших глазах? Что побеждает: изначальное художественное предвидение или дальнейшая политическая прагматика, воплощенная в концепциях "третьего срока" и "пятой империи"? "Исчезает" ли Путин — или, в полном соответствии с философией любимых им восточных единоборств, всего лишь в очередной раз "уходит с линии атаки"? Он, признанный журналом "Time" "человеком 2007 года"; он, "лишенный души", по словам Хиллари Клинтон, этой "молочной сестры Моники Левински"; он, по единодушному признанию Запада, "вернувший уважение мира к России" и вообще "вернувший Россию на карту мира"?
Ответа на эти вопросы по-прежнему нет. Российский президент 31 декабря выступил с традиционной новогодней речью — как всегда, чрезвычайно краткой и внешне бесцветной. Но зато её показали в прямом эфире практически все телеканалы страны — весьма наглядная, хотя и ненавязчивая, "демонстрация политической силы". Того, "кто в доме хозяин".
Путин отсутствовал в Храме Христа Спасителя в ночь с 6 на 7 января 2008 года. Государственную власть в главном храме страны, где Рождественскую литургию служили высшие иерархи Русской Православной Церкви во главе с Патриархом, представлял официальный преемник, первый вице-премьер Дмитрий Медведев с супругой. Сам же "хозяин Кремля" в своем фирменном стиле, т.е. неожиданно для всех, отправился в Вологодскую область, в Великий Устюг, на "родину Деда Мороза".
Трудно сказать, насколько всерьёз Владимир Владимирович принял "версию-прогноз" высокопоставленного сотрудника Фонда Карнеги Эндрю Качинса о собственной гибели на выходе из Храма Христа Спасителя после ночной службы 7 января, но в свете "запланированного убийства" Беназир Бхутто в Пакистане ручаться, будто он совсем оставил без внимания присланное из Вашингтона нечто, весьма похожее на пресловутую "чёрную метку", уже нельзя.
Еще один важный штрих — это нечто, можно сказать, "по факту" было прислано через газету "КоммерсантЪ", которая принадлежит близкому к новому руководству "Газпрома" Алишеру Усманову. А уж "поздравление" от "главной демократки" США Хиллари Клинтон, походя отказавшей Путину в наличии человеческой души, вообще "дорогого стоит".
Еще 24 декабря в Кремле Путин вместе с Медведевым принимал участие в торжественной церемонии, посвященной открытию Года семьи, где звучали "дореформенные" песни и прямые славословия в адрес создававшей "трудовые династии" советской власти.
Первый вице-премьер, официально продолжающий до выборов 2 марта и майской инаугурации отвечать за реализацию национальных проектов, в том числе демографического, подготовил и провёл это протокольное мероприятие по-своему блестяще и, видимо, в полном соответствии со вкусами и скрытыми пожеланиями своего шефа.
Но за предновогоднюю неделю что-то в Кремле неуловимо изменилось. И с этой точки зрения вроде бы формальное новогоднее обращение президента, если посмотреть его, что называется, "под микроскопом", содержит в себе немало интересных моментов.
Прежде всего, это полное отсутствие хоть какого-то упоминания о предстоящих в марте 2008 года президентских выборах, не говоря уже о преемнике Медведеве лично. Однако, когда следом за фразой: "Сегодня мне хочется сказать вам особые слова", последовало ударное: "провожая уходящий год", — это, в полном соответствии с законами нейро-лингвистического программирования, прозвучало как "провожая уходящего президента". Кому и, главное, зачем еще раз пытался "забить в подсознание" мысль о собственном уходе Путин? Тем более — не сказав об этом ни слова реально? Скорее всего, какие-то крупные и не слишком интеллектуально "продвинутые" группы в нынешней "партии власти"?
"Все эти годы мы вместе работали для того, чтобы сохранить страну, превратить её в современное, свободное, сильное государство, удобное и комфортное для жизни граждан", — не значит ли эта путинская характеристика, что Россия в недавнем прошлом — скажем, еще восемь лет назад — являлась несовременным, несвободным и слабым государством, неудобным и дискомфортным для жизни его собственных граждан, стоящим перед угрозой развала? И, более того, во многом остается таковым поныне — ведь, по его собственному признанию, "не всё удалось сделать"?
"Пожелаем друг другу новых успехов и, конечно, поднимем бокалы за здоровье и счастье наших родных и близких, за тех, кого ценим и бережём больше всего на свете, кому отдаём наше тепло и с кем хотим быть рядом", — снова косвенный возврат к теме "ухода на покой", в "семейный круг", к жизни "частного лица". Что уж никак не согласуется с вариантом путинского "премьерства" при президенте Медведеве...
Иными словами, создается невольное впечатление, что в отношения президента с официальным преемником некие внешние и внутренние силы уже загодя начали вбивать здоровенный клин. Самого Медведева при этом западные масс-медиа позиционируют как полную марионетку в руках Путина: "Самое важное, что нужно знать о Медведеве — это его возраст и преданность боссу... В Кремле источником легитимности Медведева, скорее всего, будет Путин" (редакционная статья "Wall Street Journal" от 11.12.2007), — тем самым как бы провоцируя нынешнего первого вице-премьера доказывать обратное и демонстрировать свою политическую самостоятельность как главный признак политической состоятельности.
Похоже, что и "Газпром", через Украину, "RosUkrEnergo" и семейную чету Чумаченко—Ющенко (а по большому счету, благодаря прежде всего давним и тесным деловым связям Виктора Черномырдина с Альбертом Гором) серьезно завязанный на демократический истеблишмент США, исподволь начинает "разводить" своего председателя совета директоров со всё еще действующим, но "уходящим" президентом России.
Мелодия этой внутриполитической партии становится всё сложнее и, похоже, оказывается уже не так далека от черты, за которой начинается "сумбур вместо музыки". Что будет явно противоречить долгосрочным интересам и двух обозначенных выше протагонистов, и России в целом. А поскольку молчание издавна воспринимается как знак согласия с происходящим, хотя бы сказать о такой угрозе необходимо.
1.0x