Авторский блог Редакция Завтра 03:00 1 января 2008

ПУТЁМ НЕХОЖЕНЫМ

НОМЕР 1 (737) ОТ 2 ЯНВАРЯ 2008 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Александр Синцов
ПУТЁМ НЕХОЖЕНЫМ

На богатых, на миллионеров, тем более что они все в России наперечёт, есть управа — Ходорковский в назидание, или, с другой стороны, коленопреклоненный Абрамович. Все богатые — под колпаком, в страхе и покорности. С ними у Медведева не будет проблем. Тем более, что и сам он из бизнеса. Из высших сфер, так сказать. Из обеспеченных, если брать для рассмотрения его советское прошлое. Из среднего класса. И с этим классом тоже у него найдется взаимопонимание. Это видно из телерепортажей о многих встречах с учителями, врачами, инженерами. Но, заметьте, как только он попадает в среду простонародья, хоть и отборного, ряженого , так и открывается в нем некий русский народнический комплекс. Он совестится. Кажется, его начинают беспокоить мысли о собственном благополучии, избавленности от тяжелого физического труда, от бытовых лишений, коим подвергаются жители глубинки, куда он время от времени попадал, неся нацпроекты в массы.
Стеснение это симпатично, однако наводит на тревожные соображения о том, что вид в упор настоящей российской бедности может смутить его настолько, что он либо забронирует сердце, защищаясь от угрызений совести, от душевной боли за страдания обделенных, волей-неволей, только лишь из вполне естественного для любого человека чувства самосохранения. И будет бороться с бедностью формально, через те же эффектные, но малопродуктивные нацпроекты. Либо с досады, лишенный душевного равновесия, отступит под сень либеральных ценностей "общества чемпионов", в котором выживает сильнейший. Либо вдруг, чем черт не шутит, обложит данью бизнес на французский и британский манер, получив в его лице злейшего врага. Три дороженьки у столбового президентского камня. Ни больше ни меньше. По которой пойти?
Нацпроекты вроде бы оправдали себя. Они принесли славу, стали козырями в предвыборном пиаре. Но это — слава гастролера. Именно такую славу приносят проекты шоу-бизнеса. И требуют подготовки следующих проектов, следующих гастролей. Публика должна окормляться постоянно. Но в подобном режиме, на износ, невозможно существовать ни за какие деньги. Поэтому, мне кажется, нацпроекты изжили себя и как форма, и по существу. Тем более, что, где ни копни, всюду видишь вместо глубокой вспашки легкое поверхностное рыхление, царапанье.
Ну, закупили всем школам компьютеры. Решетки на окнах в компьютерных классах. Кодовые замки на стальные двери. Дети раз-два в неделю потычут в кнопки на "клаве". Позволят самым послушным из них и в интернет зайти на полчасика по учебной необходимости. И вот, кажется, приобщили к цивилизации. Успешный проект внедрили. В то время как сверстники таких провинциальных детей в большом богатом городе проводит у персонального компьютера в своей комнате по пять-шесть часов в день. А ведь это, как налёт часов у пилотов. У бедных керосина нет и — раз в месяц. У обеспеченных — горючего залейся, и пять раз в неделю. Кто взмоет в небеса? Кто грянет оземь?
Или взять нацпроект по деревне. Открыли кредит. Выписывай хоть миллион. Но таких, кто решился, единицы. Остальные по-прежнему стонут от засилия перекупщиков, сваливают урожаи в овраги, зарекаются на следующий год что-либо садить. Не кредиты им нужны, а гарантия государственной закупки, комиссар по продовольствию неподкупный, который бы расчищал им путь до прилавка.
А если кто и взял кредит и построил, к примеру, как фермер Гараничев в из Луховиц, овчарню для романовской породы, так теперь выставляет её на продажу. Потому что проценты с его производства по кредиту не выплатить. Овчарня — это вам не торговая операция, где прибыль мгновенная. Надо пять лет ждать "навара". Иначе недоимки и судебная расправа.
И в медицине тоже — врач помалкивает о хорошем лекарстве, потому что оно не входит в перечень бесплатных, хотя только оно и продлит пациенту жизнь. Заикнешься — напишет пациент жалобу, засудят. Или — нужно срочное шунтирование сердца для спасения человека, а ему прописывают бесполезную терапию. Потому что шунтирование не входит в перечень услуг по нацпроекту.
Повторяю, не более чем краткосрочный эффект в предвыборной борьбе принесли эти нацпроекты партии власти и лично Медведеву. Бедность не отступила ни на шаг, если учесть одновременное повышение цен и тарифов. Имеется в виду бедность не иждивенческая, которая удовлетворяется подачкой из центра, а бедность трудоспособная. Ни в одном райцентре, я уже не говорю о сельской глубинке, за исключением нескольких "потёмкинских деревень", не прибавилось рабочих мест. Да что там деревня! Вот в пригороде Питера расчистили площадку для японского автозавода. Ну, думаю, теперь питерским мужикам будет, где руки приложить. Гигант индустрии! Мировой бренд! Отечественная кооперация производства! Но сколько же человек получат работу? Оказывается — всего шестьсот. Даже для Питера и области — это капля в море. Что уж говорить об областях Вологодской, Пензенской, Читинской и так далее. Тем более для всей страны, для всей российской несчётной бедноты. Не тот замах, не те масштабы. Сам тип властного мышления — какой-то лабораторный.
И вот еще что удивляло меня в последние годы "триумфального шествия россйского капитализма" — героями дня так и не стали рабочие-буровики, нефтяники, газодобытчики, с чьих трудов кормится страна. Ни одного репортажа с буровой. Ни одного живого рабочего лица. Будто трубы сами растут из нефтеносных слоев. И будто кормилец наш — чиновник Газпрома, воюющий с Украиной за цену на газ. Или министр — держатель Стабфонда. А никак не буровик, стоящий вахту по двенадцать часов на тридцатиградусном морозе в тундре. Он тоже беден, — на известность, на признание, на славу. Потому что никто не скажет мальчику Саше, как в "Железной дороге" Некрасова, что все на косточках человеческих построено. Хотя тогда капитализм был естественный, натуральный, первобытный, а не как сейчас — постсоветский, цивилизованный. Вроде бы нравственнее должен быть. Но мальчика Сашу "не грузят".
Если Медведев не предпримет решительной атаки на бедность по нескольким направлениям сразу, удовлетворится только парадной, показной стороной деятельности, то уныния в народе не убудет. Чувство обреченности усилится. Результат правления станет отрицательный.
1.0x