Авторский блог Олег Щукин 03:00 25 декабря 2007

РЯДИТЬСЯ ЛИ В ИТОГИ?

НОМЕР 52 (736) ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Щукин
РЯДИТЬСЯ ЛИ В ИТОГИ?
Кое-что об уходящем
Выборы в Госдуму, оглашение Путиным кандидатуры Дмитрия Медведева в качестве своего "преемника" и тому подобные декабрьские политические бури (вьюг не случилось по причине аномально теплой погоды) несколько заслонили от нас куда более реальные и ощутимые результаты, которыми был так богат уходящий год.
Как говорится, президенты приходят и уходят, не говоря уже о любви к ним, а кушать хочется всегда. Поэтому очень для многих жителей нашей страны — может быть, даже для подавляющего большинства, — главным итогом уходящего года стал взрывной рост цен на продовольствие. Ведь, по данным ВЦИОМ, доля россиян, тратящих на продукты свыше половины своих доходов, в этом году составила 78% (два года назад их было в почти в два раза меньше — 40%), из них 18% отдают "за хлеб" свыше трех четвертей того, что зарабатывают (таких в 2005 году насчитывалось всего 13%). 52% опрошенных из-за роста цен вынуждены ограничивать себя в еде, при этом еще у 29% опрошенных данная статья расходов "съедает" от 25 до 49% семейного бюджета. Иными словами, в современной России только один из каждых двадцати её обитателей может не обращать особого внимания на то, какие именно цифры стоят на ценниках продовольственных магазинов.
Поэтому слова видного правительственного чиновника Андрея Белоусова, работающего заместителем главы МЭРТ РФ Эльвиры Набиуллиной, о том, что до конца года цены на продовольствие в России поднимутся еще на 10-15%, на деле означают угрозу реального голода для новых сотен тысяч или даже миллионов наших соотечественников. Таким образом, благостные рассуждения вице-премьера и министра финансов РФ Алексея Кудрина о том, что рост цен на продовольствие вызван растущим благосостоянием населения и готовностью платить за те же продукты больше, можно считать либо вопиющей некомпетентностью, либо попыткой сознательного обмана общества.
Не менее стремительно выросла и стоимость жилищно-коммунальных услуг для населения, включая транспорт, связь, электроэнергию и газ. В целом на эти жизненно важные цели обитатели российских городов вынуждены были потратить на 35-50% больше денег, чем в прошлом. В результате стремительно растет сумма задолженностей по квартплате, а случаи выселения должников из занимаемых ими (даже на правах собственников) жилых помещений с использованием службы судебных приставов давно перестали кого-либо удивлять. То есть к угрозе "Царя-Голода" присоединяется всё более реальная угроза "Царя-Холода".
Доля доходов от собственности в структуре распределения ВВП вроде бы упала по итогам года примерно до 17%, доля государственных федеральных и местных расходов — до 30%, а доля фонда оплаты труда — соответственно, повысилась до 53%. При этом средняя ежемесячная зарплата в России за январь-ноябрь, по данным Роскомстата, составила 13044 рубля, или примерно 532 доллара, что вполне соответствует и вышеприведенным цифрам, и уровню в 12 тысяч долларов ВВП на душу населения. Но если год назад средняя зарплата в России составила 10634 рубля, а значит, её номинальный рост достиг 22,7%.
Так вот, в связи со всеми этими чудесными, роскошными, вдохновляющими циферками, один нескромный вопрос: какова, по мнению "властной вертикали", должна быть инфляция в стране, чтобы при среднем росте зарплат на 22% за год, количество нуждающихся и бедных в ней не уменьшилось, а выросло, причем значительно? И каким при этом должен быть в данной стране уровень социального расслоения?
Впрочем, официальные ответы с инфляцией порядка 12-13% и децильным коэффициентом в диапазоне 15-16 хорошо известны заранее.
Единственное "светлое пятно" — сокращение темпов естественной убыли населения России. По итогам года оно, согласно официальным данным, окажется в диапазоне "всего-то" 440-450 тысяч человек. По сравнению с недавними показателями, когда россиян за год становилось меньше на 700-800 тысяч человек, и даже с прошлогодними "минус 550 тысяч", казалось бы, сделан очередной шаг вперёд.
Но, судя по всему, он окажется и последним. "Отраженная" от середины 80-х годов небольшая волна подъема рождаемости, связанная со вступлением в репродуктивный возраст относительно многочисленных "детей перестройки", уже перешла через свой максимум, а резерв вторых рождений благодаря введению "материнского капитала", на что, похоже, и рассчитывали околокремлевские "демоскописты", стремительно тает из-за инфляции. И если "движение по инерции" российского общества будет продолжаться, ничего хорошего страну в наступающем 2008 году ждать не может.
Впрочем, всё вышесказанное не стоит считать затянувшимся предновогодним тостом. Как говорил один мой добрый знакомый, мы сами — молоты в руках кузнецов нашей судьбы. Так что, оглядываясь на уходящий год, будем надеяться, что он не окажется лучше года наступающего (то же самое касается и смены президентского караула).
1.0x