Авторский блог Елена Антонова 03:00 11 декабря 2007

ШКОЛА БЕРЕНДЕЕВ

НОМЕР 50 (734) ОТ 11 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Елена Антонова
ШКОЛА БЕРЕНДЕЕВ

В последние десятилетия мы неуклонно сдаем свои позиции даже там, где ранее были "впереди планеты всей". Это касается не только точных наук и наукоемкой техники, оборонной в первую очередь, но и тех сфер культуры и искусства, где определение "русский" было синонимом слова "эталон". Из самых ярких тому примеров — наш балет, где на пике мирового к нему интереса возникло огромное число балетных коллективов, различных по профессиональным, стилистическим, творческим, организационным принципам, планы и действия которых никак не скоординированы друг с другом. Беспокоясь о будущем нашего балета, его авторитете, Региональный благотворительный фонд "Российский национальный балет", руководимый Валерием Лантратовым и Ринатом Арифулиным, предложил проект "Взаимодействие", главной задачей которого является организация помощи тем балетным труппам и компаниям, чьи артистический и педагогический составы профессионально компетентны, а сами они имеют свое лицо и традиции. При этом речь идет о любых труппах вне зависимости от их принадлежности к государственным или частным структурам. Во что это выльется — покажет время, но сам факт появления проекта — несомненно, отраден.
Первой ласточкой проекта стала постановка балета "Снегурочка" в Детском музыкальном театре им. Н.И. Сац. Это — новый спектакль, не имеющий с оперой Римского-Корсакова ничего общего кроме литературной первоосновы — пьесы Александра Николаевича Островского. Музыку балета написал молодой композитор Владимир Соколов, выпускник дирижерского отделения Московской консерватории, интересы которого вот уже 10 лет как отданы русскому фольклору. Балетмейстером-постановщиком стал хореограф и режиссер Иван Фадеев, ныне главный балетмейстер театра "Новая Опера", работавший как постановщик со многими драматическими театрами Москвы, Русским камерным балетом "Москва", Краснодарским музыкальным театром "Премьера". Художником-постановщиком — Ксения Шимановская, оформившая за свою 30-летнюю работу в качестве сценографа и художника по костюмам более 150-ти оперных, балетных и драматических спектаклей. Либретто по мотивам пьесы составили Раиса Сац и Иван Фадеев. Эта группа, собранная инициаторами проекта и составившая коллектив единомышленников, в чьи намерения вошло знакомство зрителя с идущими из глубины веков обрядами наших предков, с середины лета приступила к работе. Во многом это походило на музыкальные постановки моцартовского времени, когда музыка писалась по мере того, как продумывался сценарий, создавались декорации, подвигались репетиции, когда учитывали не только возможности артистов на сцене, но и интересы публики в зале. И это, как показала премьера, состоявшаяся в последний вечер ноября, хорошо!
На сцене — царство неунывающего народа берендеев. В центре — идол строгого, но справедливого бога Перуна с волосами молниями и тут же — тотем из двух половинок Ярилы-солнца, которые никак не хотят соединиться вместе и, засверкав, одарить всех долгожданным теплом. Как быть, что делать? И тут на помощь приходят скоморохи, которые, как им и положено в русских сказах, обязаны находить выход. И вот он — веселый танец: от него и душе веселее, и телу теплее. Скоморохи — образ, придуманный для соединения, скрепления всего действа. Они — как шестерка звонарей в "Иване Грозном" Григоровича-Прокофьева. Правда, образ, не всегда столь же внятно значимый, как у великого балетмейстера. Но ведь это — только премьера. Многое можно додумать, досочинить. Скоморохи должны быть не только веселыми и озорными, но подчас острыми и солеными в своих шутках и побасенках. "Снегурочка" — балет для детей от 10 лет и старше, а в этом возрасте дети многое понимают.
Непривычен, но вполне убедителен образный и пластический строй двух главных сказочных персонажей балета — Мороза (Изъюров) и Весны (Мавлютова). Он — богатырь в самом расцвете мужской силы и красоты. Она — дива с явным оттенком востока в костюме, пластике, да и в музыке тоже. Их первое появление удивляет, потом является понимание, даже восхищение. Мороз, в представлении восточных славян — богатырь, кузнец, сковывающий воду железными калинниками, только таким, в серебристом, облегающем мускулистое тело костюме, и должен быть. Что ж до Весны, то она приходит к нам с юго-востока, из Персии, вот и облик ее — облик прекрасной и нежной персиянки, знающей толк в ласке и любви. Потому и рождение их дочери — прелестной, трепетно-угловатой Снегурочки (Твердохлебова) — тоже только таким, неожиданным и победным, и может быть.
Линия Купавы (Музыка) и Мизгиря (Татаркин) также идет от логики ситуации. Купава — плоть от плоти берендеев, здоровая, чувственная, красивая и искренняя девушка. Она смеется, плачет, любит, ненавидит — от всего сердца. Мизгирь же, даже когда он вместе с такими, как он, парнями, — чужак, у него все иное — костюм, повадки. Гость, зажившийся у берендеев. Оживает Мизгирь лишь тогда, когда, столкнувшись со Снегурочкой, без оглядки влюбляется в нее. И высшая правда в том, что он, как и Снегурочка, уходит из жизни ликующих берендеев, обретших солнце. Она же, вместе с венком любви ощутив в себе проснувшуюся женственность, не постепенно тает, как в пьесе, а исчезает тут же, на глазах, подобная вечно рождающейся и вечно умирающей богине. А дальше — закономерная развязка: любить и рожать себе подобных должны лишь такие нравственно и физически здоровые натуры, как Лель (артист Большого театра Годовский) и Купава. И это далеко не все из тех нетривиальных мыслей, которые вызывает этот балет, созданный по сказочному сюжету одной из самых детских пьес Александра Николаевича Островского.
Балет "Снегурочка" стал тем редким музыкальным спектаклем, где все компоненты — музыка, сценография, костюмы, танцевальные монологи и диалоги, ансамбли и массовые сцены, гармонично сочетаясь друг с другом, создают прекрасную в своей цельности картину сказочно-реального мира, в основе которого — верования и обряды древних славян.
При этом дидактика балета, неотделимая от его философии, по-разному захватывает детей и взрослых, что позволяет рекомендовать его для семейного просмотра, дающего пищу уму и сердцу человека любого возраста.
1.0x