Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 декабря 2007

КОСОВО КАК ПРИНЦИП

НОМЕР 49 (733) ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Аслан Абашидзе
КОСОВО КАК ПРИНЦИП
Троянский конь «плана Ахтисаари»
Летом 2007 года была предпринята четвертая по счету попытка принять на заседании Совета Безопасности резолюцию, одобряющую документ, известный как "план специального представителя ООН Марти Ахтисаари". Руководство России в очередной раз не поддержала резолюцию и она была снята с голосования. Принципиальная позиция по проблеме Косово президента Путина связана с тем, что этот план является "троянским конем", нацеленным на разрушение "многополярной системы мира".
В первую очередь обращает на себя внимание несоответствие названия документа его содержанию. Документ обозначен как "всеобъемлющее предложение об урегулировании статуса Косово", а в самом документе без всяких оговорок речь идет уже о "плане" урегулирования (далее этот документ нами будет обозначен как "план"). Разве "предложения", какими бы всеобъемлющими они ни были, могут автоматически означать "план" урегулирования, если речь идет о статусе части территории суверенного государства, каким официально считается Косово?
В самом документе во многих местах упоминается о международном сообществе в целом, которое, мол, стоит за этим "планом". Например, в пункте 1.11 "плана" мы видим: "Международное сообщество будет осуществлять надзор и наблюдение и иметь все необходимые полномочия для обеспечения эффективного и действенного осуществления настоящего Плана урегулирования". Однако анализ предлагаемых "планом" механизмов по управлению Косово подтверждает, что решающую роль по их реализации играет Международная руководящая группа (МРГ), в состав которой в соответствии с пунктом 12.1 "плана" входят "основные международные заинтересованные стороны". Согласно пункту 4.1 ст. 4 приложения IX к "плану" "в состав Международной руководящей группы будут входить: Германия, Италия, Россия, Соединенное Королевство, США, Франция, Европейский союз, Европейская комиссия, НАТО". По существу, речь идет о тех государствах, которые ныне контролируют территорию Косово, поделенную на пять зон: немецкую, итальянскую, английскую, американскую и французскую. Российский военный контингент не имеет своей зоны — он рассредоточен по зонам ответственности других государств. Что касается НАТО, Европейского союза и Комиссии Европейского союза, то они выступают средствами осуществления "плана" всё тех же пяти западных государств. Следует обратить внимание и на тот факт, что в этом "плане" вообще игнорируется мнение Китая, который по своему статусу "постоянного члена Совета Безопасности ООН" должен нести часть ответственности за решение проблемы Косово. Такое игнорирование никак не стыкуется с положениями самого "плана": отдельные его положения должны быть одобрены Советом Безопасности, где Китай обладает правом вето.
В соответствии с "планом" "Косово будет многоэтническим обществом, осуществляющим самоуправление на демократических принципах" (пункт 1.1). Согласно пункту 1.5 "плана", это "многоэтническое общество", т.е. Косово "будет обладать правом на ведение переговоров и заключения международных соглашений и правом стремиться к членству в международных организациях". Но такими полномочиями заведомо обладают только суверенные государства. Это подтверждается в пункте 1.8 "плана": "Косово не будет иметь никаких территориальных претензий к какому-либо государству или части какого-либо государства и не будет стремиться к объединению с каким-либо государством или частью какого-либо государства". Если мы допустим, что такой статус Косово обосновывается на праве самоопределения многоэтнического общества Косово в форме отделения от Республики Сербии, частью которого оно является, то ограничения, содержащиеся в вышеприведенном пункте 1.8. "плана", не стыкуются с положениями принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Декларации о принципах международного права и касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1977 г., который, в частности, гласит: "создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение". Получается, что "план" лишает многоэтническое общество Косово некоторых способов самоопределения, а именно права на "объединение с каким-либо государством или частью какого-либо государства". Понятно, что вышеупомянутые "особо заинтересованные" государства не желают, чтобы в дальнейшем они лишились права контролировать Косово, в результате, например, объединения Косово с другим государством (Албанией). Таким образом, угроза состоит не просто в создании прецедента нарушения международного принципа "территориальной целостности", но в угрозе создания механизма раздела территорий суверенных государств извне с установлением иностранного протектората на его части.
В "плане" предусмотрено, что Косово примет конституцию, которая в обязательном порядке будет включать принципы и положения, содержащиеся в приложении I к "плану". По пункту 1.9. "плана" Косово принимает все обязанности в соответствии с "планом". Более того, согласно пункту 1.1 приложения I к "плану" при наличии разночтений между положениями конституции Косово и положениями "плана" "преимущественную силу имеют положения плана".
В будущей конституции Косово уже предопределено, что положения о правах и свободах, содержащихся в международно-правовых актах, непосредственно применимы в Косово и имеют преимущественную силу перед любым другим законом. Данное положение соответствует требованиям современного международного права, однако настораживает то, что в перечисленных в "плане" международно-правовых актах, на которые следует ориентироваться, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколы к ней, которые являются актами регионального характера, поставлены ранее Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., являющегося универсальным международно-правовым актом о правах человека. Такой подход противоречит требованиям главы VIII Устава ООН.
Если в начале документа речь идет об обеспечении гарантий прав человека в Косово со стороны международного сообщества, то на уровне властных структур Косово эти гарантии в "плане" постепенно снижаются. В частности, в пункте 3.2 "плана" мы видим: Косово гарантирует защиту национальной или этнической, культурной, языковой или религиозной самобытности всех общин и их членов. Косово также учредит конституционные, правовые и институциональные механизмы, необходимые для поощрения и защиты прав всех членов общин…" Спрашивается: где международные гарантии, закрепленные в самом "плане" о том, что Косово будет в действительности создавать подобные условия? Какие ориентиры имеются у Косово на уровне международного права, чтобы создать необходимые механизмы для поощрения и защиты прав всех членов общин? В пункте 2.1 приложения I к "плану" среди международно-правовых актов названа Рамочная Конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств, не содержащая действенные механизмы в должной степени.
Следует подчеркнуть, что некоторые пункты "плана" носят чисто декларативный характер. Например, в пункте 4.1 "плана" говорится: все беженцы и внутренние перемещенные лица из Косово (речь в первую очередь идет о сербах) будут иметь "право на возвращение и истребование всей собственности и личного имущества в соответствии с внутренним законодательством и нормами международного права". О каком "внутреннем законодательстве" здесь идет речь? Конечно, о будущем законодательстве Косово, которого никто не гарантирует. Что касается ссылки на "нормы международного права", то, к сожалению, до сих пор отсутствуют какие-либо эффективные международно-правовые механизмы по возмещению ущерба беженцам, причиненного им и их имуществу в условиях конфликтов, имеющих этнический характер.
По пункту 10.4 "плана" Ассамблея не может официально утвердить конституцию до того времени, пока Международный гражданский представитель (МГП) не подтвердит, что она соответствует положениям плана урегулирования. Речь, видимо, идет о том, что представители МГП будут помогать членам конституционной комиссии без ошибок переписать соответствующие положения "плана".
По пункту 11.1 "плана" выборы в Косово должны быть удостоверены одним из компетентных международных органов на предмет соответствия международным стандартам". В качестве такого "компетентного органа" рассматривается прежде всего структура ОБСЕ, в отношении которой имеются серьезные нарекания как со стороны России, так и со стороны других государств-членов в связи с наличием у нее двойных стандартов.
Как видно, МГП отведена главенствующая роль в жизни Косово. Он назначается Международной руководящей группой (МРГ), в состав которой, как уже отметили, входят "основные международные заинтересованные стороны", т.е. (за исключением России) США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, НАТО, ЕС. После назначения такого представителя МРГ обращается к Совету Безопасности ООН с просьбой утвердить это назначение. Спрашивается, как в этом случае получить согласие со стороны Китая, постоянного члена Совета Безопасности, который всецело исключен из "плана"? По этому "плану" должности МГП и Специального представителя Европейского союза (СПЕС) будет занимать одно и то же лицо, при этом СПЕС назначается исключительно ЕС. Спрашивается, как сочетать эти процедуры, если назначение СПЕС не согласуется предварительно ни с Советом Безопасности ООН, ни даже с МРГ?
По "плану" предусмотрено, что МРГ и в дальнейшем будет "давать рекомендации" МГП (пункт 12.3). В соответствии с пунктом 12.3 "плана" МГП будет нести общую ответственность за руководство и будет являться в Косово "высшей инстанцией в толковании настоящего плана" (следовательно, и ключевых положений конституции Косово). В истории юриспруденции предоставление полномочий конституционного суда страны гражданскому лицу (МГП, назначаемому извне) произошло, наверное, впервые, создавая тем самым опасный прецедент на будущее.
По пункту 12.4 "плана" на МГП "возложены определенные полномочия для обеспечения и полного осуществления настоящего плана урегулирования и надзора за ним, включая полномочия на принятие мер, при необходимости, для предупреждения нарушений настоящего плана урегулирования и исправления положения в случае их допущения". По пункту 2.1(с) приложения IX к "плану" такие меры по исправлению положения могут включать в себя, в том числе, "отмену законов или решений, принятых властями Косово". Более того, "в случаях серьезного или неоднократного несоблюдения буквы или духа настоящего плана урегулирования и/или в случаях серьезного противодействия работе МГП и/или представительства ЕПБО будет уполномочен наказывать или отстранять от работы любое должностное лицо, или принимать при необходимости, другие меры для обеспечения полного соблюдения настоящего плана урегулирования" (пункт 2.1 (d) приложения XI к "плану"). Согласно пункту 12.6 "плана" мандат МГП будет действовать до того момента, пока МРГ "не определит, что Косово выполнило положения настоящего Плана урегулирования".
ЕС учредит представительство в рамках Европейской политики в области безопасности и обороны (ЕПБО) для деятельности в области обеспечения правопорядка. Данное представительство "будет оказывать помощь властям Косово", чтобы они могли действовать, "не подвергаясь политическому вмешательству" в соответствии с "международными признанными стандартами и передовым европейским опытом". Интересно, где прописаны эти стандарты и кто накапливает "передовой европейский опыт"? В "плане" об этом умалчивается. А как расценить положения пункта 13.3. "плана" о том, что представительство ЕПБО осуществляет определенные полномочия, "в особенности в отношении судебных, политических, таможенных и пенитенциарных учреждений в соответствии с такими условиями и на протяжении такого периода, какие будут установлены Советом ЕС"? Что это, если не прямое вмешательство во внутренние дела Косово?
По пункту 14.1 "плана" "НАТО учредит международное военное присутствие (МВП) для поддержки осуществления настоящего Плана урегулирования". В соответствии с пунктом 14.2 "плана" "МВП будет представлять собой силы, возглавляемые НАТО и действующие под руководством Североатлантического совета, который будет осуществлять управление и политический контроль через командные структуры НАТО". "МВП будет нести ответственность за создание обеспечения безопасной и спокойной обстановки на всей территории Косово до тех пор, пока косовские институты не будут способны постепенно взять на себя ответственность за решение связанных с безопасностью задач, выполняемых МВП" (пункт 14.4). В связи с этим МВП будет нести общую ответственность за формирование и обучение Косовских сил безопасности, а НАТО будет нести общую ответственность за формирование и учреждение действующей под гражданским руководством правительственной организации, создаваемой для осуществления гражданского контроля за данными силами (пункт 14.5). Спрашивается: что делается для этого? По пункту 5.1 приложения VIII к "плану" предусмотрено создание "профессиональных и многоэтнических новых косовских сил безопасности (КСБ)" на следующих условиях: "косовские силы безопасности будут легко вооружены и не будут иметь тяжелых вооружений. В составе КСБ будет не более 2500 человек, находящихся на действительной службе, и 800 человек, находящихся в резерве" (пункт 5.2). Решение об изменении этих пределов может быть принято МВП по согласованию с МГП. Косово будет уведомлять МВП о всех источниках финансовых и материальных средств, получаемых КСБ из-за пределов Косово". Как видим, в "плане" изначально задумано создание очень слабой национальной военной структуры Косово, которая не будет способна обеспечить безопасную жизнь в Косово. Значит, у НАТО создаются все условия для постоянного и длительного военного присутствия на территории края.
Спрашивается: как быть со статусом нынешних миротворческих сил ООН в Косово? По "плану" предусмотрен 120-дневный переходный период после вступления в силу "плана". В течение этого переходного периода миротворческие силы ООН (МООНК) будут продолжать осуществлять свой мандат, согласно соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН, согласовывая свои действия с МГП. Согласно пункту 15.1 (g), в конце переходного периода мандат МООНК истечет. В это же время МГП и МВП возьмут на себя всю полноту ответственности на основе мандатов, определенных в "плане". Иначе говоря, те же военные силы названных западных государств, которые ныне выступают в Косово в качестве миротворцев под эгидой ООН, изменят свой статус и будут выступать в таком качестве уже под эгидой НАТО. При этом российскому военному контингенту придется покинуть Косово.
Таким образом, создается ситуация, когда в центре Европы, вопреки существующим международным правилам, возникает территория с полугосударственным статусом, по сути — протекторат США, управляемый НАТО. В этот план вовлекается Евросоюз, который выполняет роль "младшего партнера" США в Европе. План является частью американской стратегии: подменить роль ООН с помощью НАТО, обеспечив легальность на международно-правовом уровне. В рамках этой стратегии Совет Безопасности ООН постепенно теряет свой исключительный статус (в пользу НАТО) органа по поддержанию мира во всем мире. В конечном итоге, речь идет о попытке установить однополярную систему мира. Жесткая позиция России в этом вопросе является проявлением международно-правовой воли, направленной на защиту стабильности и многополярности мира.
Автор — доктор юридических наук, профессор РУДН и МГИМО(У) МИД России
1.0x