Авторский блог Олег Щукин 03:00 4 декабря 2007

МЕГАМАШИНА

НОМЕР 49 (733) ОТ 5 ДЕКАБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Щукин
МЕГАМАШИНА

Сводки с мировых финансовых рынков говорят о том, что доллар падает, что многие американские семьи рискуют быть выселенными из домов, приобретенных ими на невыплаченные ипотечные кредиты. В общем, из-за океана на весь мир надвигается суровый и глобальный финансово-экономический кризис. Пора запасаться мылом, спичками, солью, строить домашние пирамидки из банок с тушенкой и сушить сухари.
В связи с этим возникает такой вопрос: почему в России, где национальная валюта становится вроде бы всё сильнее и крепче, рублевые цены на импортные товары, купленные за доллары, не снижаются, а, наоборот, растут? И растут так, что за ними не угонишься?
Наверное, можно предположить, что весь или почти весь наш потребительский импорт мы получаем не за доллары, а за евро — ту валюту, которая тоже растет относительно доллара. А эти евроцены растут потому, что к нам бумерангом возвращаются наши же дорогие нефть и газ — только уже переработанные в продукты, лекарства, бытовую технику и бытовую химию, одежду, обувь и так далее, до бесконечности.
Ну, и что, спрашивается? А если просто в России жить стало лучше, жить стало веселее? По данным Международного рейтингового агентства Standard & Poor's, рост потребления в России в 2007 году составит 16%, то есть более чем в 2 раза больше заявленного роста ВВП. И потребят наши соотечественники, соответственно, аж на 25% больше импортных товаров (по стоимости).
Конечно, если разложить эти "средние" плюс 25% по разным группам российского населения, то наверняка окажется, что весь рост потребления пришелся на очень ограниченный контингент с доходами выше среднего (а таковых россиян у нас от силы 15%), остальные же или всеми силами "держат планку", или даже снижают свои потребительские запросы.
В результате получается классический "пир во время чумы".
Но вот то, что цены на один и тот же товар, от одного и того же производителя, сделанный в одно и то же время, сплошь и рядом могут разниться в 1,5-2 раза — это уже вопросы не к "забугорью", а к нашей "торговой сети".
Наверное, всем еще памятны жалобы организаций, торгующих хлебом, о причинах повышения цен на этот жизненно необходимый и социально важный продукт. Называлась и неблагоприятная мировая конъюнктура (рост цен за рубежом, который приводит к "вымыванию" дешевого зерна с российского рынка), и подорожание электричества, коммунальных платежей, а также "горючки", и (тихо, чтобы никто не услышал) чиновно-коррупционный беспредел сверху донизу.
Что же, накануне выборов "хлебный вопрос" был с грехом пополам разрешен. Кое-где власти провели товарные интервенции, кое-где ввели денежные компенсации за производство "социальных" сортов хлеба — как правило, пониженного веса и качества.
Аналогичные обязательства — до Нового года не повышать цены на потребительские товары — добровольно-принудительно взяли на себя торговые сети типа "Седьмого континента". Ну, там хозяин вроде бы опять в Думу собирался, проявил политическую сознательность.
Точно так же административным путем был ликвидирован и разгоравшийся "бензиновый кризис" — когда крупные вертикально интегрированные топливные компании (ВИКи) взяли курс на резкое повышение своих оптовых цен, заставляя мелкие сети АЗС либо идти на повышение своих отпускных цен и проигрывать конкуренцию "фирменным" заправкам, либо торговать, условно говоря, себе в убыток.
Опять же, на период "до выборов" властями была заморожена текущая ситуация с оптовыми и розничными ценами на "горючку" — при этом негласно подразумевалось, что вот уж после марта (когда в стране как раз начнется посевная) эти самые цены будут отпущены в свободное плавание: сейчас, мол, потерпи, а потом наживайся — как захочешь и как сумеешь.
Понятно, что всё это — не более чем латание пресловутого "тришкиного кафтана": там заплатка до поры, сям заплатка до поры. И лепят их на российскую, вроде бы рыночную, экономику самыми что ни на есть нерыночными методами. А вот взять и действительно по-рыночному вложиться в системную модернизацию отечественного производства, способную в результате резко увеличить предложение товаров и услуг, не на словах, а на деле повысить реальные доходы населения и, соответственно, снизить цены, — оказывается почему-то кишка тонка не только у бывших "реформаторов", но даже у нынешних "силовиков".
А ведь пообносились — несмотря на все свои гигантские внутри- и внешнеполитические успехи, несмотря на сотни миллиардов долларов, записанные в каких-то там зарубежных банковских счетах — уже до края. Путин как-то сказал, следом за Сталиным, что слабых всегда бьют, и бьют первыми. Не забыть бы об этом в виду летящей на нас волны мирового кризиса.
1.0x