Авторский блог Юрий Сошин 03:00 27 ноября 2007

АПОСТРОФ

НОМЕР 48 (732) ОТ 28 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Юрий Сошин
АПОСТРОФ

Владимир КОРОЛЁВ. "Босфорская война", М.:"Вече", 2007, 621 с.
В замечательной серии книг "История казачества" недавно вышла книга доктора исторических наук, профессора РГУ и донского казака Владимира Николаевича Королева.
Написанная живым увлекательным языком книга "Босфорская война" посвящена малоизученной теме истории: морской войне запорожского и донского казачества против Оттоманской империи. Под термином "Босфорская война" подразумеваются массовые военно-морские операции запорожского и донского казачества, которые осуществлялись в XVII в. непосредственно в самом центре Османской империи — Западном Причерноморье и Босфоре, вплоть до турецкой столицы Стамбула.
Продолжавшаяся несколько столетий исламотурецкая экспансия против Христианского мира требовала от всех христианских народов чрезвычайного напряжения сил. Веками христианские народы Балкан, рыцари Мальтийского ордена, Венецианская и Генуэзская республики пытались поставить барьер на пути мусульманского нашествия и защитить Европу. На востоке христианского мира, в православных Малой и Великой Руси, функции "барьерного рифа" взяло на себя уникальное этнокультурное образование — казачество. Спонтанно возникшие на Дону и в Запорожье своеобразные казачьи "христианские республики" сыграли в этой борьбе за сохранение России и Европы, как и всего Христианского мира, огромную роль.
Современная идеологизированная историческая наука либерального направления максимально примитивизирует казачество, представляя его только как военную организацию полукриминального, подобного Карибскому пиратству, характера, озабоченную только поисками добычи и грабежом. Конечно, стремление к захвату добычи (присущее в 17 веке всем без исключения воюющим сторонам) было для казаков одним из значительных стимулов. Но все же казачья война против Турции и Крымского ханства велась ради возвышенных идейных мотивов защиты христианства.
Главный мотив, подвигавший запорожское и донское казачество на ведение морской войны против Турции, был прежде всего мотив духовный. Боль за притеснения и страдания христианского населения Руси, чувство ответственности за судьбу Православия и христианства в целом (примечательно, казаки освобождали всех отбитых у турок рабов-христиан, вне зависимости от конфессиональной принадлежности, а мальтийские рыцари освобождали только католиков) — все это было главным импульсом, побуждавшим казаков идти в чрезвычайно опасные (а порой просто самоубийственные) морские походы. К сожалению, казаки практически не заботились о сохранении письменной памяти о себе, не имели архивов. Не интересовало их и информационно-пропагандистский момент своей антитурецкой борьбы. В результате выдающийся по значимости, вполне сопоставимый с многовековой антитурецкой борьбой Мальтийского ордена и Венеции эпизод военно-морской войны казачества был практически не освещен. Книга Владимира Королева в этом плане является первопроходческим и уникальным трудом.
Однако особое значение "Босфорская война" имеет как исторически выверенный контраргумент в современной информационно-психологической войне против России, развязанной приверженцами украинского государственнического национализма. Книги, подобные "Босфорской войне", не оставляют никаких шансов любым попыткам украинского националистического "исторического конструирования", при котором основным является тезис об исторической принципиальной и глубинной размежеванности и антагонистичности великорусского и малорусского миров.
Для запорожских и донских казаков защита Православия и христианства была целью не привязанной к конкретным интересам основных государств того времени. Казаки, четко осознавая свою духовную и политическую автономию, выполняли функцию охранителей всего христианского мира, воевали ради самой идеи защиты христианства. Русь для них была едина, она была Православной землей, и защита ее, в том числе и от католической экспансии, была Священным долгом казачества. В своей борьбе запорожцы — выходцы из Малой Руси всегда и полностью координировали свои действия с Донцами — выходцами из Руси Великой. Ни о каком размежевании казачества по национальному, территориальному, идеологическому (и уж тем более по религиозному, как бы в своем безумии ни пытались утверждать приверженцы униатства) в XVII веке и речи не было. Именно высокое православно-христианское духовное наполнение позволило казачеству совмещать традиции полуанархической демократии с высочайшей военной дисциплиной и эффективностью в своих действиях. В этом плане казачество являлось рыцарским орденом в строгом смысле этого понятия.
В наше время, когда вновь, как и во время переломного события европейской истории — осады Вены 1683 года, становятся актуальными вопросы сохранения европейско-христианского идентитента, было бы далеко нелишним вновь обратиться к духовному опыту прошедших времен. И в этом плане исторический, военный и духовный опыт казачества еще вполне может быть востребован.
1.0x