Авторский блог Редакция Завтра 03:00 20 ноября 2007

УЧИТЬСЯ ИЛИ МУЧИТЬСЯ?

НОМЕР 47 (731) ОТ 21 НОЯБРЯ 2007 г. Введите условия поиска Отправить форму поиска zavtra.ru Web
Олег Денисов
УЧИТЬСЯ ИЛИ МУЧИТЬСЯ?

«ГАРАНТИРОВАННОЕ ПОСТУПЛЕНИЕ»
Каждое лето страна поступает в вузы. Сотни тысяч молодых юношей и девушек штурмуют первую высоту в своей самостоятельной жизни.
Тема взяток при поступлении, наверное, одна из самых "горячих". Там, где существуют дефицит, конкурс — всегда будет возможность злоупотреблений, в том числе и для мздоимства.
Это было и в советское время. Приведу некоторые примеры.
Из протокола заседаний Политбюро №88, 1952 года."Министерство охраны общественного порядка СССР докладывает, что аппараты БХСС органов милиции за последнее время разоблачили в Москве, Киеве, Ереване, Баку, Казани, Свердловске, Омске, Ижевске, Томске, Хабаровске и Владивостоке организованные группы взяточников из числа преподавательского состава высших учебных заведений. Всего изобличено во взяточничестве более 200 человек".
Из записки МООП в ЦК КПСС от 4 февраля 1967 года."За получение взяток привлечены к уголовной ответственности преподаватели других высших учебных заведений: Томского инженерно-строительного института 8 человек, Ижевского механического института 6 человек, Свердловских политехнического, медицинского и педагогического институтов 29 человек, Ереванского педагогического института 3 человека".
Это явление существует и в современной действительности.
Что делать и как уменьшить масштаб проблемы, а может быть, и совсем уничтожить взятку при поступлении.
Повысить заработную плату преподавателям, которые принимают экзамены? Какая она должна быть, чтобы исключить соблазн "принять" тысяч десять американских рублей? Зарплата, ежемесячная, в таком размере нереальна.
Увеличивать количество надзирающих и карательных органов тоже, на мой взгляд, малоэффективно.
Введение системы ЕГЭ, как показывает практика последних лет, не панацея. Поменялись только участники коррупционного процесса.
Выход один: вообще отменить приемные испытания в вузы. Принимать всех желающих на первый курс. А на второй курс переводить уже по результатам сессии.
Конкуренция в среде студентов, безусловно, возрастет, учебная дисциплина укрепится, и преподавателей, как в старые добрые времена, будут встречать переполненные аудитории.
Есть технология борьбы с коррупцией и в самих вузовских аудиториях. Одним из эффективных инструментов преодоления этой проблемы является общественный контроль над этими процессами. Сегодня студенческие профсоюзы, студенческое самоуправление иначе смотрят на эту проблему. Не просто диплом, а знание, как критерий конкурентоспособности, становится для молодёжи ценностью. Студенчество стремится получить качественные знания, быть равноправным участником образовательного процесса, поэтому одним из приоритетов при подготовке молодых специалистов является качество образования. В связи с этим важная миссия различных студенческих объединений — сделать высшие учебные заведения территорией без коррупции.
Здесь я вынужден согласиться с министром образования А.А.Фурсенко, который считает, что "если мы создадим систему, при которой и студент будет заинтересован в том, чтобы получить реальные знания, и преподаватели будут зависеть от того, как хорошо выучены студенты, это способно существенно снизить уровень коррупции".
Проблему коррупции в образовании мы должны искоренить. Проблема эта носит не только частный экономический характер, коррупция в образовании развращает сознание молодёжи, именно с таким убеждением (всё решается через взятку) они уходят во взрослую жизнь.
ОСТОРОЖНО, ЕГЭ!
Уже в ходе прошедшего сезона поступлений во всех вузах экзамен по математике и русскому языку принимали по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Эксперимент с ЕГЭ стартовал в 2002 году, в 2009 году эксперимент станет общепринятой нормой. Специалисты и педагогическое сообщество так и не пришли к единодушной оценке ЕГЭ.
Сторонники приводят свои аргументы: данная форма экзамена предполагает объективную проверку знаний и равные для всех выпускников шансы при поступлении в высшие учебные заведения; дает возможность поступления в вузы без сдачи экзаменов, причем не в один, а сразу в несколько; исключает возможность коррупции на стадии поступления в вуз.
Противники заявляют свои доводы: вместо того, чтобы развивать личность ребенка, учить его мыслить, учителя будут заниматься натаскиваением на сдачу ЕГЭ; всероссийское тестирование обернется огромной нервотрепкой, дополнительной нагрузкой на психику одиннадцатиклассников; неясно, как можно одновременно проводить оценку соответствия знаний школьников заранее определенному критерию (итоговая аттестация) и проводить соревнование (лучшие поступают в лучшие ВУЗы); ЕГЭ увеличит в разы коррумпированность системы образования, хотя этот экзамен как раз и задумывали, чтобы побороть коррупцию в вузах. И это только малая часть звучащих в обществе мнений.
Только правительственные чиновники не сомневаются, твердо стоят на своей позиции: "ЕГЭ необходим, предлагаемая система ничем не хуже традиционной". А если не хуже, то зачем вообще вводилась система ЕГЭ?
На мой взгляд, чтобы понять истинные причины этого вопроса необходимо вернуться в девяностые годы прошлого века, в канун эпохи реформирования высшей школы. Тогда реформаторы увязывали результаты ЕГЭ с порядком финансирования образовательных учреждений, т.н. ГИФО (государственные именные финансовые обязательства). Чем выше баллы, полученные на ЕГЭ, тем большая сумма денег предусматривается в именном финансовом обязательстве. В народе ГИФО назвали "образовательный ваучер". Таким образом реализовался бы один из принципов реформы — "деньги следуют за студентом". Разницу между объемом ГИФО и реальной стоимостью обучения студенты и их родители должны будут оплачивать самостоятельно. Образование превратиться в сферу услуг. Рынок будет сам регулировать и объем, и качество, и стоимость этой услуги.
Жаль только, что образование станет фактически недоступным для трети населения страны, которая живёт за чертой бедности. Ещё треть, чтобы дать детям достойное образование, должны будут существенно ограничить себя в расходах на самое необходимое.
А если сегодня, по сути, реализовали идею ЕГЭ и не упоминают про ГИФО, это может означать одно — пройдут выборы, и через "послушный" парламент можно будет протолкнуть очередной антинародный закон…
На сколько реализуется такой сценарий, во многом зависит от результатов парламентских выборов. Я уверен, что в парламенте следующего созыва удастся создать мощную политическую фракцию, способную противостоять либеральным инициативам "Единой России".
Автор — депутат Госдумы РФ 4-го созыва
1.0x