Авторский блог Редакция Завтра 03:00 30 октября 2007

ТАК!

№44 (728) от 31 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тит
ТАК!

Символы, геральдические знаки, эмблемы и таинственные аббревиатуры сопровождают нас повсеместно, складываются в тонко поющий или тихо поскрипывающий фон нашей повседневности.
Вопросы традиции, культуры и эстетики лежат на поверхности смыслов. Они поддаются анализу, о них можно поспорить, а часть из них давно решены по факту. На вкус и цвет — товарищи есть! Жалко, что "товарищи", заседающие в различных архитектурных советах и геральдических комиссиях, ведут себя так, будто их и вправду нет и быть не может в принципе. Будто они — величина отрицательная. И сам факт обращения к их разуму, гражданской сознательности, к чувству прекрасного — есть также особый вид спиритизма, связь с потусторонним…
Нелепицу, царящую в государственной символике, в вопросах военной формы, в критериях оценки некоторых архитектурных перлов можно было бы объяснить первозданным хаосом 90-х годов. Когда телевизионные головы сладострастно вещали о том, как "молодая российская государственность" (при воспоминании об этом меня до сих пор охватывает тихое бешенство!) обзаводится своими традициями…
Но речь, в принципе, о другом. О "странных сближениях", о некоторых знаковых совпадениях и о донном, невнятном слое реальности, который может рассказать о многом. Вот, например, цвет. В эмблемах, плакатах, лозунгах, партийных символах.
Синий цвет в государственном обиходе впервые появился в 1987 году. Как сейчас помню: на фасаде нового здания "Известий" появилась растяжка. на которой белыми буквами по синему фону было начертано: "Революция продолжается!" Тогда, в разгар перестройки, означенная цвето-смысловая композиция сильно меня озадачила. Собственно, о какой революции идет речь? Дальнейшие события прояснили многое…
До сей поры грязно-синий цвет является официальным цветом России и, подспудно, цветом ненавистных "преобразований", цветом фиктивной демократии и колониального отстоя. Этот цвет не входит в неписанный реестр русских цветов. Золотой — да! Черный — да! Красный — конечно же! Белый (серебряный) — возможно! Голубовато-бирюзовый ("лазоревый") — сакрально значим! Сочетания этих цветов — гармоничны и укоренены в архитектуре, промыслах, иконах и миниатюрах. Речь идет о национальной палитре.
Синюшно-партийный цвет, будьте уверены, в неё не входит…
Отдаю себе отчет в том, что с абстрактно научной точки зрения эти мои наблюдения могут быть признаны "субъективным бредом". Хотя уверен: большинство русских людей чувствует проблему точно так же.
Еще один замечательный пример. На погонах у наших солдат начертано "ВС". Что такое "ВС"? "ВС" — это некие "вооруженные силы". Слово "силы", в некоторых случаях, может пониматься почти оккультно. Ведь об этих "силах" известно только то, что они чем-то вооружены.
Написать на погонах "РА" — что, естественно, означает "российская армия" — оказалось неприемлемо для творцов "молодой российской государственности". Наверное, за четким и звучным сочетанием "РА" мерещилась гипотетическая мощь наших войск, что никак не укладывалось в общую картину развала и позора. А может, в сочетании этих букв кто-то узрел солярный символ цивилизации пахарей — а это уже, батенька, попадает под статью об экстремизме…
Или вот еще, на ваше усмотрение.
Символ Банка России — перекочевал с печально знаменитых "керенок". Общипанный орел, лишенный царских регалий — тотем февральского краха образца 1917 года. И эта несчастная билибинская птичка упорно воспроизводится на всех российских банкнотах и на большей части монет.
О смысловой концепции и общем дизайне российских денежных знаков можно говорить отдельно. Однако, вот парадокс: советские банкноты шестидесятых годов выглядят более "по-русски", чем нынешние "российские".
Семь сталинских высоток в Москве. Семь мистических врат на священных холмах. Памятники архитектуры, памятники эпохи. Одну из них за годы "реформ" умудрились продать! Как вы думайте, какую высотку "толкнули" частнику? Конечно же — здание, где гостиница "Украина". "Москву" и "Россию" разрушили, "Украину" — продали…
В этом во всем сочетаются ритуальный, магический и, определенно, политический смыслы.
Кстати, одна из сталинских высоток не увенчана гербом на шпиле. Тому есть некоторые исторические и сугубо технологические объяснения. Но важно другое: эта высотка — главное здание МИД России! Ясно, что проводить жесткий и успешный внешнеполитический курс удобней и правильней, сидя в здании, украшенном государственными символами. Очевидно, что двуглавый орел, вознесенный над Смоленской площадью не должен напоминать ни эмблему Банка России, ни печать муниципалитета. Над символом нового суверенного курса России должны работать лучшие художники и дизайнеры, способные по-новому интерпретировать и раскрыть значения древнего знака.
Подпускать сюда плесневелые "геральдические комиссии", умельцев круга Церетели и прочих "невиданных зверей" — нельзя ни в коем случае.
Государство требует динамики, точности и современности. Империя — это подлинный авангард. Имперская политика — искусство невозможного!
1.0x