Авторский блог Николай Коньков 03:00 30 октября 2007

ТЕГЕРАН—2007

№44 (728) от 31 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Нагорный, Николай Коньков
ТЕГЕРАН—2007
Прикаспийский саммит в контексте глобальных конфликтов
Встреча лидеров Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркмении, которая состоялась 16 октября в Тегеране, получилась не слишком громкой, но чрезвычайно эффективной и с далеко идущими последствиями. Некоторые из них уже проявились, но самым важным проявиться только предстоит.
Прежде всего это касается принципиального решения "каспийской пятерки" о том, что ресурсы крупнейшего в мире моря-озера не могут использоваться представителями каких бы то ни было третьих стран.
Реальные запасы углеводородов каспийского шельфа — одна из самых строго оберегаемых коммерческих тайн современного мира. Разброс публичных оценок здесь составляет буквально сотни раз — и в зависимости от этого резко меняется картина будущего глобального мира. Одно дело, если нефть "иссякнет" ко второй половине текущего века, — и совсем другое, если "черного золота" хватит примерно еще лет на 50-70. Во всяком случае, "великая нефтегазовая дуга", идущая от песков Саудовской Аравии через Персидский залив, Ирак, Иран, Каспий и Волгу в Западную Сибирь, считается изученной достаточно хорошо — за исключением как раз каспийского шельфа.
В принципе, сам характер Тегеранской декларации должен свидетельствовать о том, что эта "нефтегазовая кубышка" далеко не пуста. Что нефть Азербайджана и Чечни, Северного Ирана и Казахстана в геологическом смысле — всего лишь "пенка на молоке". Но, с другой стороны, кто может поручиться, что "каспийская пятерка" таким образом не блефует, создавая себе дополнительные "степени свободы" как в политическом, так и в сугубо экономическом смысле?
Но то, что это сделано, и то, как это сделано, — нанесло по современному "глобальному" миру вроде бы неприметный, однако потрясающей силы удар. Принципы "либерального рынка", конечно, и без того дышали на ладан после своего беспрецедентного взлета в 90-х годах прошлого века. Нарастающие кризисные явления в американской и европейской экономике привели к возрождению различных форм протекционизма — пока еще "мягких", но с явной тенденцией ко всё большему ужесточению.
Однако в Тегеране-2007 протекционизм перестал быть внутренним делом "золотого миллиарда", его явочным порядком усвоили и установили не одна и даже не две страны "третьего мира", а целый (и достаточно цельный) регион. Тем самым машина глобального перераспределения ресурсов в пользу населения "первого мира" начала давать сбои не только на уровне управления (подобное случалось и раньше), но и на уровне, условно говоря, "железа".
По чистой случайности практически одновременно произошло низвержение пресловутого Билла Гейтса с пьедестала богатейшего человека современного мира. Теперь создатель знаменитой Microsoft, пребывавший на вершине глобального финансового успеха больше десятилетия, сдал полномочия сначала мексиканцу Карлосу Слиму, а теперь — и индийцу Мукешу Амбани. И это, наряду с ростом цен на энергоносители и другие виды сырья, может служить пусть косвенным, зато неоспоримым свидетельством того, что "процесс пошел", что смещение "центра тяжести" в сторону "третьего мира" становится реальностью.
Пока во многом этот процесс связан с деятельностью ТНК, активно "выносящих" производство товаров и услуг за пределы "материнских" экономик "первого мира".
Но в результате те, кто ничего не производит, начинают жить в долг у тех, кто реально работает. Те же транснациональные корпорации, в конце концов, оказываются вынуждены уходить с потребительских рынков своих стран, во всё большей степени ориентируясь на "растущие рынки" Азии и отчасти Латинской Америки.
Спрашивается, можно ли развернуть этот процесс в обратную сторону или хотя бы приостановить его?
Да, можно, и методики этого разворота очень хорошо отработаны в истории, включая историю ХХ века. Это методики войны. И они были включены на полную мощность.
То, что комиссия по международным делам американского Конгресса одобрила резолюцию о признании геноцида армян в Османской империи 1915 года как бы заранее, за несколько дней до саммита в Тегеране, говорит только о том, что в современном мире все события достаточно предсказуемы. Тем более, что Азербайджан, тесно связанный с Турцией, активно стремящийся в НАТО и более чем заинтересованный в разрешении карабахского конфликта и независимом от РФ транзите каспийских углеводородов, вполне мог сыграть в "пятерке" функции "засланного казачка".
Дальнейшая цепная реакция событий в Прикаспийском регионе также заслуживает внимания. Взятые американцами и израильтянами под совместное крыло курды мгновенно выдвинули план распространения прав автономии для курдского населения Турции, Ирана и Сирии с перспективой их последующего объединения в некую этническую конфедерацию. И от слов перешли к делу, резко активизировав свои военные операции против турецкой армии.
Ответ Анкары не заставил себя ждать. Предупредив официальный Вашингтон, что признание Конгрессом факта геноцида армян "повлечет за собой самые тяжелые последствия", президент Эрдоган нанес блиц-визит в Израиль и получил там заверения, что еврейское государство не будет возражать против вторжения турецких войск в курдскую зону Ирака и поддерживать Рабочую партию Курдистана. В настоящее время почти 150-тысячный "корпус вторжения" сосредоточен на турецко-иракской границе, и в любой момент это ружье может выстрелить.
Понятно, что исключительно курдской зоной операции турецких военных ограничиться не смогут, неминуемо в зону конфликта будут вовлечены и сунниты, и шииты Ирака. А это значит, что и Иран, скорее всего, не сможет остаться в стороне, выступив в поддержку религиозно близких ему шиитов.
Несмотря на прямо противоположные позиции по ряду вопросов — например, по армянскому — Анкара и Тегеран до сих пор поддерживали вполне нейтральные отношения друг с другом. Но в случае войны всё очень быстро может измениться.
Прямое столкновение Турции с Ираном, большая межмусульманская война на Среднем Востоке — объективно соответствует интересам и Израиля, и США. "Пусть они убивают друг друга как можно больше", — как говорил в 1941 году Гарри Трумен о вторжении Германии в Советский Союз.
Сама Америка, как известно, несмотря на все угрожающие пируэты вокруг ядерной программы Тегерана, нападать на Иран не решилась. Не решился это сделать и Израиль, памятуя о недавнем конфузе, которым обернулись его действия против шиитской "Хезбаллы" в Ливане. Немалую роль в этом сыграли и поставки Ирану современной ракетно-зенитной техники из России. К которым после Тегерана-2007 прибавилась и модернизация двигателей самолетов иранских ВВС. А вот турецкого "пушечного мяса" ни Тель-Авиву, ни Вашингтону не может быть жаль, что называется, по определению.
Иными словами, сегодня на Среднем Востоке конфликтный потенциал объективно достиг критической черты. Практически всё готово к большой войне. И то, насколько это серьёзно, возможно, лучше всего демонстрирует внезапно прерванный Махмудом Ахмадинежадом — без объяснения причин — официальный визит в Армению.
Едва только турецкая армия пришла в движение на границах с Ираком, президент Ирана немедленно вылетел из Еревана на родину. Мемориал, посвященный геноциду 1915 года, остался непосещенным, цветы жертвам — невозложенными: довлеет дневи злоба его.
Весьма характерный эпизод — протест еврейской общины Армении против присуждения Махмуду Ахмадинежаду звания почетного профессора и золотой медали Ереванского государственного университета. Помимо "стандартных" обвинений в антисемитизме дело дошло до требований отставки ректора ЕГУ. Учитывая начало президентской выборной кампании в Армении и участие в ней (на стороне оппозиции) первого президента республики Левона Тер-Петросяна, эти внутриполитические распри могут в самое ближайшее время достаточно дорого обойтись Еревану — разумеется, если Баку получит достаточную военно-политическую поддержку из Турции.
Подчеркнем: пока всё это — лишь вероятные сценарии развития событий вокруг Прикаспийского региона. Однако, если они, не дай Бог, реализуются, Россия сама не заметит, как окажется в эпицентре событий. Хотя бы потому, что прецедент Нагорного Карабаха мгновенно скажется на позиции Грузии относительно Абхазии и Южной Осетии. Конечно, Москва может бросить своих сограждан в этих непризнанных республиках — а их там подавляющее большинство — на произвол судьбы. Ведь бросала же она на произвол судьбы в 90-е годы своих соотечественников в бывших союзных республиках или Чечне...
Но теперь, на фоне всей патриотической риторики власть предержащих, это будет воспринято уже не просто как предательство, а как провокация. Такого вообще не прощают. Никому и никогда.
Поэтому вряд ли оправданным выглядит нынешнее "послетегеранское" молчание Кремля по вопросу того же турецко-курдского противостояния. Сказав "А", приходится говорить и "Б", и все прочие буквы алфавита — по мере надобности. Нельзя исключить вероятности того, что пока такой надобности на самом деле нет — в конце концов, есть специальные государственные службы, призванные обеспечивать руководителей страны не только самой достоверной информацией, но и прогнозировать развитие событий в ближайшей, среднесрочной и стратегической перспективе. Однако события в Прикаспийском регионе сегодня развиваются настолько стремительно и в настолько неблагоприятном для России ключе, что почивать на лаврах недавних успехов (а встреча в Тегеране была несомненным дипломатическим успехом Кремля) становится просто смертельно опасным.
Пока Соединенные Штаты, играя роль миротворцев и "демократизаторов", будущих арбитров, определяющих правых и виноватых, победителей и побежденных, медленно уходят из Ирака, освобождая там сцену для других действующих лиц и исполнителей, Россия, на наш взгляд, просто обязана заявить о своих интересах в "каспийской зоне" и недопустимости "экспорта" сюда любых военных конфликтов.
Причем, учитывая, что из государств "каспийской пятерки" два (Россия и Казахстан) являются полноправными членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а еще два (Иран и Туркменистан) имеют там статус наблюдателей, вполне вероятным выглядит задействование механизмов ШОС для поддержания стабильности в прикаспийском регионе.
Хотя нынешнее обострение началось после завершения очередной Генеральной ассамблеи ООН, Россия как постоянный член Совета Безопасности вполне может использовать трибуну этой все еще авторитетной организации для обсуждения вопроса о возможной турецкой агрессии в Ираке и мерах международного противодействия ей.
В конце концов, существует и весьма значительный потенциал двухсторонних российско-турецких отношений (например, в сфере энергетики, туризма и так далее), который тоже может быть брошен на чашу весов мира и войны в регионе Среднего Востока.
Повторимся: пока нет смысла задействовать все эти рычаги дипломатического давления на участников разгорающегося конфликта. Но хотя бы обозначить действие в этом направлении уже необходимо.
1.0x