№42 (726) от 17 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Титова
МИФЫ КИСТЬЮ И ПЕРОМ...
В Москве в Выставочном зале федеральных архивов, что на Большой Пироговской улице (д.17), проходит историко-документальная выставка рискованного со всех точек зрения названия "1917 год. Мифы революций". Экспозиция, понятное дело, приурочена к 90-летнему юбилею рокового 1917 года. Февральская и Октябрьская революции — мертвая и живая вода русского ХХ века. Метаморфозы, случившиеся со страной в течение одного года, потрясают и ужасают. Одна из величайших мировых держав раскололась на куски и ее обломки рухнули на голову российского обывателя. Проблема оптики, угла зрения, под которым следует рассматривать происходящие в ту пору процессы, — самый главный вопрос для любого исследователя. И даже такая очевидная и непреложная вещь, как запротоколированный документ в сумеречном и мифологическом пространстве исторического потока, ничего не проясняет в вопросах смерти и рождения эпох. В этом смысле легенда — не есть всегда вымысел. А миф больше говорит о реальности, чем так называемые факты, коим несть числа.
Попытка реконструировать обстановку, сложившуюся в Петрограде в 1916-18 гг., при помощи документов, хранящихся в собрании Госархива, разоблачить политический пиар революционной эпохи — задача заведомо невозможная. История с убийством Григория Распутина темна и сегодня. Ничего принципиально нового выставленные документы здесь не проясняют. При этом архивы разведки Британской империи, увы, остаются за семью печатями, а тайна декабря 1916 года терзает историков и ныне. Предательская кутерьма Февраля, когда за несколько месяцев была "пролузгана" Российская империя, или искрящаяся в многомерных аберрациях, знакомая каждому через призму советской историографии мистерия Октября — за всем этим стоит такой гигантский массив неразрешенных вопросов, что дерзкая затея Госархива выглядит несколько наивно.
Кстати, вопрос об участии масонов в свержении монархии, кажется, уже решен окончательно. Масонский характер Февральской революции специально не оспаривается устроителями экспозиции.
Жалко, что на выставке не нашлось места для опровержения утвердившегося в сознании многих одного, абсолютно ложного, свидетельства. Речь идет о месте отречения Императора. Представление, что Николай подписал акт отречения на станции "Дно", никак не соотносится с исторической действительностью. Вокзал Пскова — вот географическая точка, где Хозяин земли русской превратился в гражданина Романова.
Занятно сравнение представленных на выставке двух картин Юона, датированных соответственно 1927 и 1936 годами. Обе посвящены выступлению Ленина в Смольном 25 октября 1917 года. Художественный подход сам по себе — мифотворчество. А идеологические напластования, через которые просвечивает талант живописца, — открытый для интерпретаций зримый артефакт. Посильнее, чем прощальная записка Керенского.
Несмотря на все указанные противоречия, выставка заслуживает внимания. Как говорится, ждем дальнейших разоблачений, связанных, к примеру, с 1991-м и 1993-м годами. Надеемся, что нас ждут открытия не через 90 лет.
1.0x