Авторский блог Валерий Поздняков 03:00 9 октября 2007

СВОБОДНЫЙ ОТ БУДУЩЕГО

№41 (725) от 10 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Валерий Поздняков
СВОБОДНЫЙ ОТ БУДУЩЕГО

За пуском шведского и израильских спутников с космодрома "Свободный" я наблюдал из окна квартиры родственницы, проживающей в одноименном городе, и думал: "Почему не запускают наши, отечественные?" И зачем маленькому Израилю 13 спутников зондирования Земли, которые по контракту должны вывести на орбиту с космодрома "Свободный" наши ракетчики? Наблюдать за перемещениями палестинских боевиков, что ли? Тогда получается — мы помогаем израильтянам воевать против палестинцев, потому что деньги не пахнут! Но если разобраться, то 25 миллионов долларов за пуск в космос одного иностранного спутника не такие большие деньги. И почему мы для реализации космических программ иностранных государств должны нарушать экологию своей страны? Другое дело, если мы создадим космический центр для обеспечения программ самой России. США продвигают собственные космические программы, Китай — свои, что в перспективе гораздо выгоднее, чем быть обслугой для других стран. Китай, например, через десятилетие собирается создать постоянно действующую базу на Луне, где есть в большом количестве изотоп гелия. Как заверяют учёные, этот изотоп является неисчерпаемым источником энергии. А мы что будем делать, когда распродадим все наши энергоресурсы?
Космос ныне — монопольная отрасль США. Россия должна вернуть свои позиции в космосе, в том числе и на рынке космических услуг, но не в роли космического извозчика, а в роли хозяина.
В декабре 2006 года был создан Институт демографии, миграции и регионального развития. Директор этого института Юрий Крупнов выдвигает грандиозный проект создания Свободненского дальневосточного космического кластера (СДКК) на базе космодрома Свободный. По этому проекту СДКК должен стать основой опережающего развития всего Дальнего Востока.
Тема сохранения, а желательно и дальнейшего развития инфраструктуры бывшего объекта "Свободный-18", стала ныне актуальна и для руководства страны. Именно с этой целью в июне посетила космодром правительственная комиссия, возглавляемая помощником президента Виктором Ивановым. В составе комиссии был и министр обороны с командующим Космическими войсками. Был там и Полномочный представитель Президента по Дальневосточному федеральному округу Камиль Исхаков, лишь год назад прибывший из Казани исправлять кризисную демографическую ситуацию на Дальнем Востоке. Комиссия должна была оценить возможности ЗАТО "Углегорск" по приёму переселенцев-соотечест- венников из Ближнего Зарубежья (в плане реализации президентской Программы). Затем на космодром нагрянула другая комиссия, которая стала заниматься проблемой его сохранения, но уже не как объекта Министерства обороны, а как будущего Космического центра России в системе Роскосмоса. Она поработала на космодроме "Свободный", и улетела на другой космический объект, расположенный в районе порта Ванино, для того, чтобы решить, где всё-таки выгоднее строить Космический центр России. Но даже если предпочтение отдадут космодрому "Свободный" военные все равно уйдут отсюда. Запустят ещё один израильский спутник и — конец.
Дальнейшая судьба космодрома и его спутника ЗАТО "Углегорск" не на шутку тревожит жителей Приамурья и его руководство. И без того население региона убывает, люди уезжают в более благополучные места, а тут в одночасье могут "закрыть" целый город, лишить финансирования из федерального центра. Кроме того, космодром — это визитная карточка области. Что, кроме космодрома, можно показать вышестоящим руководителям, комиссиям и гостям из столицы? Толпу безработных приамурских "челноков", рвущихся в Китай, которых здесь называют "кирпичами"? Космодром — это звучит! А что такое Благовещенск? Перевалочная база в Китай!
В 1992 году по приказу Москвы уничтожали шахтные пусковые установки здешней ракетной дивизии, уничтожали ракетно-ядерную мощь России. Производилось это так. Шахта на всю 30-метровую глубину набивалась тротилом и закрывалась 40-тонной стальной крышкой. Затем производился подрыв. Шахта представляет собой ствол орудия, направленный строго вертикально и изготовленный с филигранной точностью, поэтому после подрыва 40-тонные крышки, взлетая высоко в воздух, падали обратно в шахту.
Что мы выиграли, когда по Договору СНВ-2 уничтожили своими руками основную часть ракетно-ядерного щита России? Американцы до сих пор даже не ратифицировали этот договор и вышли из Договора по ПРО. США размещают элементы своей ПРО вокруг России с тем, чтобы безнаказанно уничтожить наши оставшиеся межконтинентальные ракеты. Американские радары и противоракеты должны быть размещены в Польше, Чехии, Японии и Тайване (радары на Тайване должны перекрывать Китай как союзника России по ШОС).
Одновременно с ликвидацией 27-й ракетной дивизии было ликвидировано и соединение ракетных войск "Свободный-21", осуществлявшее хранение, подготовку к боевому применению и транспортировку к пусковым шахтам ядерных боеголовок. Оружейный уран боеголовок переработали в низкообогащённый, используемый в качестве топлива для атомных электростанций. Но на саммите АТЭС, проходившем в начале сентября в Австралии, вдруг зашла речь о покупке тамошнего низкообогащённого урана для российских атомных станций. Куда же девался российский уран? Оказывается, еще в 1993 году по договорённости между Клинтоном и Ельциным было подписано соглашение о продаже США 500 тонн оружейного урана по смешной цене, за 12 миллиардов долларов. Это была сделка о практически дармовой передаче стратегических запасов оружейного урана страны, по цене примерно в тысячу раз меньше действительной цены этих запасов. Да что там деньги! Использование этих запасов могло обеспечить работу всех АЭС России в течение тридцати лет! И вот теперь, оказывается, мы будем покупать уран для своих атомных электростанций в Австралии.
А разве не угрожает национальной безопасности России то, что мы помогали и помогаем американцам и их союзникам по НАТО создавать космическую шпионскую сеть, осуществляя коммерческие запуски иностранных спутников дистанционного зондирования Земли (фоторазведки), и теперь любой наш космический объект под надзором НАТО.
Но теперь мы лишились и этого скромного финансового поступления. Американцам больше не выгодно запускать в космос свои спутники с наших космодромов, потому что мы продали им по дешёвке ракетные двигатели РД-180 вместе с технологией изготовления.
А что мы выиграли, затопив свою орбитальную станцию "Мир"? Лгут, говоря, что её уничтожили по причине устаревания. Она не могла устареть, так как на ней была предусмотрена вероятность замены любого модуля. Мало того, что мы свои космические разработки вложили в МКС в интересах американцев, так теперь по нашим разработкам Западом будет строиться новый космический челнок на основе конструктивных разработок ржавеющего на Байконуре Бурана. Россия вложит в создание евро-российского космического челнока свои идеи и средства, как нас уверяют, на взаимовыгодной основе. Вот только Вашингтон пока Россию как равноправного партнёра ни в политическом, ни в экономическом отношении не рассматривает, и до сих пор не отменил поправку Джексона-Вэника, которая запрещает поставку в Россию продукции высоких технологий.
Наши космические разработки американцы получают почти даром, а своими делиться не хотят. Уж лучше бы мы осваивали космос вместе с быстро развивающимся Китаем, что было бы более эффективно для нашей космонавтики. Китайцы свои собственные космические программы разворачивают: спутники запускают, собираются Луну осваивать, а понадобится, и свою орбитальную станцию создадут. Потому как финансируются их космически программы значительно лучше. У них 4 действующих космодрома, а у нас, если закроют космодром "Свободный", остаётся только один, с которого пока только лёгкие ракеты-носители могут стартовать. Даже Индия по финансированию освоения космоса Россию догнала.
На сессии Амурского Совета народных депутатов было принято обращение к Президенту и Правительству по поводу дальнейшей судьбы космодрома "Свободный". Указывалось на то, что с ликвидацией космодрома не сможет существовать и его город-спутник, ЗАТО "Углегорск". На обращение депутатов последовал ответ, подтверждающий намерения Министерства обороны закрыть космодром. Но судьба космодрома была решена значительно раньше… американцами. 20 января 2006 года с мыса Канаверал стартовала американская ракета-носитель "Атлас-5", оснащённая российским двигателем. Из этого те, кто следит за "прогрессом" российской космонавтики и "перевооружением" российских Космических войск, могли сделать далеко не оптимистические выводы как в отношении "прогресса", так и в отношении "перевооружения" — российские ракетные двигатели продвигают американскую космонавтику, но не российскую! Жители города Свободного и Свободненского района Амурской области 20 января 2006 года могли сопоставить телепередачу местной студии "Регион" о дальнейшей судьбе космодрома Свободный с телепередачами центрального российского телевидения о запуске американского космического корабля. "Атлас-5" должен доставить к планете "Плутон" космическую обсерваторию "Новые горизонты", открывающую для американцев неограниченные возможности в исследовании космоса. Для космодрома же Свободный при этом тоже открываются "новые" горизонты — он становится лишним.
Чиновники решили уничтожить космодром, не считаясь с тем, что это приведёт к уничтожению Углегорска. Но обезлюдить Углегорск — значит, пойти против президентской Программы сбережения народа. А проект создания Космического центра России на базе космодрома "Свободный" позволяет не только сохранить Углегорск, но и дать развитие всей экономике Приамурья.
Во что превратились соседствующие с космодромом города? Город Шимановск, бывший в советские времена центром строительной индустрии БАМа, уже стал поселком, из которого разбегаются последние жители. Город Свободный, второй по величине индустриальный центр Приамурья, потерял практически всю свою промышленность (было уничтожено более полутора десятка предприятий) и четверть, 20 тысяч, своих жителей. После решения о сворачивании деятельности космодрома и население Углегорска за два года сократилось уже почти на треть. Закроют космодром, не сохранят Углегорск — значит, демографический проект, базирующийся на предшествующих ему национальных проектах, превратится в очередной предвыборный трюк.
Я побывал на всех объектах Углегорска, с которыми знакомилась правительственная комиссия, возглавляемая помощником Президента Виктором Ивановым. Члены комиссии восхищались школой, её учебно-материальной базой, пробовали хлеб-соль, которую им подносили детишки двух прекрасно оборудованных детсадов. Заходили в больницу, лишь недавно дополненную физиотерапевтическим отделением с самой современной медицинской техникой. В музее космонавтики знакомились с историей космодрома. Уже подведён под крышу огромный спортивный комплекс, строящийся с расчётом будущего развития Углегорска. А ведь есть ещё школа искусств, детско-юношеская спортивная школа и центр детского творчества. Городок-сказка, жители которого настроены на будущее его развитие. Так неужели всё это будет уничтожено? Экскурсовод музея космонавтики сказала мне: "Мы живём только надеждой. Что нам ещё остаётся?"
Амурская область
1.0x