Авторский блог Тимур Русланов 03:00 9 октября 2007

УПРАВЛЯЕМОЕ ОБОСТРЕНИЕ

№41 (725) от 10 октября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тимур Русланов
УПРАВЛЯЕМОЕ ОБОСТРЕНИЕ

Президент Путин абсолютно неожиданно для всех согласился единолично возглавить "Единую Россию" на выборах в Государственную думу. Неожиданно даже для своего ближайшего окружения. Это уже второй за последние три недели чрезвычайно острый византийский ход Путина. По поводу назначения Зубкова новым премьером до последней минуты также никто не знал, кроме самого Президента.
Фактически 1 октября Россия вошла в принципиально новую стадию политического развития, которую можно называть дальнейшим развитием управляемой демократии, или стратегическим шагом в становлении нового российского авторитарного режима с человеческим лицом или ещё как-то. Но дело не в названиях.
С очень большой уверенностью можно сказать, что 2 декабря именно В.В.Путин, несмотря на все предыдущие провалы "Единой России", получит от 60 до 65 процентов голосов. На выборах в марте 2008 года за нового технического президента России проголосуют во втором туре 52-53 процента при гораздо меньшей явке, чем на декабрьских выборах в Госдуму. Таким образом, голосование 2 декабря фактически превращается в референдум о доверии реальному лидеру России — Владимиру Путину.
…Где-то к середине июня сего года В.Путиным была в целом одобрена схема обеспечения передачи власти во время выборной кампании. Новым Президентом страны должен был стать Сергей Иванов, а премьером — Дмитрий Медведев, который к тому же сохранял под своим контролем "Газпром". В середине августа С.Иванов должен был заменить Фрадкова на посту премьера.
Но что-то очень важное произошло в период июня-июля и внутри российского правящего класса, и во внешнеполитическом окружении страны. Соответствующая конфиденциальная информация и заставила Путина отказаться от уже согласованного сценария и перейти к более сложной византийской комбинаторике.
Согласие возглавить достаточно дискредитированную "Единую Россию" — показатель воли и мужества нынешнего Президента. Во-первых, он досрочно раскрыл свои карты, и тем самым дал дополнительные возможности своим внутренним и внешним противникам. Во-вторых, Путин взял на себя ответственность за ускоренное формирование двухпартийной системы — новой, ключевой политической корпорации. В-третьих, наблюдая растущие внутренние противоречия внутри властной питерской группы, В.Путин сознательно пошел на управляемое обострение этих конфликтов.
И дело даже не в том, что С.Иванов и Д.Медведев, в силу своих ошибок или просчетов, оказались в конечном счете аутсайдерами новой политической игры.
Важнее другие сигналы российскому правящему классу. Например, мессидж со стороны Путина в связи с "синдромом Степашина". Руководитель Счетной палаты последние несколько месяцев фактически не скрывал своего острого желания баллотироваться в Президенты России. Хотя целый ряд "товарищей" в путинском окружении имели весьма обоснованные, в том числе оперативные данные, по поводу того, чьей креатурой был и остается г-н Степашин. Поэтому вспыхнувшие в последние несколько недель острые коррупционные скандалы в Счетной палате — это предупреждение не только самому Степашину.
Путин стал первым и единственным номером федерального списка "Единой России". Но тем самым нынешний хозяин Кремля выразил политическое недоверие руководству "едроссов" во главе с Грызловым. "Единая Россия" в свое время стала последним совместным крупным политическим проектом Путина и "семьи". И именно Грызлов являлся и является символом и гарантом этих совместных усилий.
Возглавив федеральный список, Путин не просто отодвинул в сторону нынешнее партийное руководство "едроссов". Он в то же время послал жесткий аппаратный сигнал, что отныне этот проект — его личное детище, которое он может холить, а может и принести в жертву (в нужное время). Соответственно и в рамках этого проекта привязка губернаторов лично к Путину существенно возросла.
Если до первого октября с.г. путинский режим уделял особое внимание формированию корпоративных структур в экономической сфере, то сейчас главным приоритетом лично для В.В.Путина становится форсированная корпоративизация политического пространства. Речь идет об ускоренном создании двухпартийной системы как стержне нового корпоративного государства.
Это не личная прихоть В.В.Путина, а жесткий политический императив для нынешней России. Главный внутренний враг путинской России — не ЦРУ или "Моссад", а постоянно растущая системная, общенациональная коррупция. "Кто кого?" — или Путин обуздает коррупцию и действительно станет вождем, или коррупция уже в ближайшие 3-5 лет окончательно свернет шею путинскому режиму.
Фактически единственная институциональная основа для борьбы с коррупцией — это жесткая двухпартийная система, которая реально раскалывает национальную бюрократию. Где, например, в современном мире наименьший уровень коррупции? В странах с фактической двухпартийной системой — США, Тайвань, ФРГ, Великобритания и т.д. И в десятках других стран фактически завершается формирование двухпартийных систем, поскольку в элитах и обществах этих стран оформился консенсус по поводу того, что эффективная и постоянная борьба с коррупцией требует контроля одной партии власти над другой.
С другой стороны, многопартийные, а еще более однопартийные режимы оказываются уязвимыми перед лицом коррупции. Но могут возразить: а как же однопартийная система при Сталине? В том-то и дело, что при самом Иосифе Виссарионовиче в СССР фактически функционировала двухпартийная система, поскольку КГБ (ОГПУ, НКВД, МГБ) имел право контролировать верхний кадровый состав партии. В свою очередь, партия контролировала службы безопасности. Существовал взаимный баланс, и поэтому коррупция была достаточно низкой и жестко контролировалась. Когда же Хрущев отнял право у КГБ контролировать партийный истеблишмент, в Советском Союзе начался рост коррупции, который и привел затем к гибели государства.
Путин будет активно поддерживать и продвигать проект "Справедливая Россия" не только потому, что это его личный проект, но и потому, что "Справедливая Россия" — это необходимый компонент формирующейся в стране антикоррупционной двухпартийной системы.
Новые тренды таковы, что 2007 год должен завершиться “политическими похоронами” Жириновского. Не только потому, что в России закрепился авторитарный режим одного лидера, в рамках которого какие-либо попытки наигрывать очки за счет "популистского вождизма" должны в принципе предельно жестко пресекаться. Есть и другая причина. Одна из главных идеологических ценностей для всех авторитарных режимов — требование жесткой ответственности: персоналий, корпораций, руководителей, социальных групп и т.д. Жириновский же объективно является ярчайшим символом политической безответственности в России. Поэтому если путинский режим реально хочет бороться с безответственностью, то жириновщина должна быть решительно устранена как явление.
На новом политическом этапе в самом сложном положении оказывается КПРФ. Похоже, она постепенно превращается в специфическую организацию лоббирования некоторых частных корпоративных и ведомственных институтов, и это ее как бы устраивает. Превратиться в новую системную партию власти КПРФ не хочет и не может. К тому же, так и не сложились личные отношения Зюганова с Путиным. Когда у Геннадия Андреевича возникают острые проблемы, связанные с финансами или личной безопасностью, он тут же идёт к Президенту и просит помочь. Но когда, например, Владимир Владимирович просил Зюганова несколько дистанцировать КПРФ от олигархов, то комлидер оставил такую просьбу без ответа.
В новых условиях самая серьезная угроза заключается в том, что компартию могут попытаться использовать как основу для формирования широкой антипутинской коалиции, включающей правых и левых, олигархов и антироссийские силы на Западе, криминал и коррумпированных силовиков.
В рамках ныне реализующегося путинского сценария такая возможность просчитывалась, как соответственно и те шаги, которые необходимы для недопущения подобной ситуации.
1.0x