Авторский блог Редакция Завтра 03:00 25 сентября 2007

ПОТРЯСАЮЩИЙ АФФЕКТ

№39 (723) от 26 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Xанс Альцгеймер
ПОТРЯСАЮЩИЙ АФФЕКТ

Интересна работа московского социального философа Карена Корганова "Аффективные общества. Взгляд на логику и закономерности всемирно-исторического процесса" . Не так уж часто исследователи замахиваются на законченную всемирно-историческую концепцию и претендуют на "нетленку". Социологи обычно скромничают и пытаются объяснить развитие лишь отдельной страны, одного народа, да ещё в пределах ограниченного промежутка времени. А так, чтобы заявить: я знаю логику исторического движения в целом, могу предсказать социальные перемены на столетие-другое вперёд — такого читать давно не приходилось. Что ж, тем ценнее дерзость Корганова и тем строже нам его судить. Попробуем разобраться и вывести автора на чистую воду.
В основе построения каждого социума, любого государства, считает он, лежит определённая мотивация взаимодействия. Эта мотивация почитается большинством за ценностный образец, норму. А потому — господствует в обществе и цементирует его единство. Но доминирующие общественные стимулы не стоят на месте. Они потихоньку видоизменяются, трансформируются. Смена общепризнанной системы ценностей и обусловливает социальное движение и перемены.
Откуда же берутся вдруг эти общепринятые смыслы и идеалы жизнедеятельности, спросите вы. И почему бы им не стать неизменными или хотя бы не задержаться подольше, чтобы облегчить нам жизнь? Тут автор несколько углубляется в антропологию и особенности человека как биологического вида. Читатель, например, узнаёт, что такое религия, как и зачем она возникает.
Религия есть реакция общества на длительные преобразования им окружающей природы, полагает Корганов. Религиозная идеология и даёт важнейшее обоснование человеческой жизнедеятельности, устанавливает поведенческие нормы. Словом, говорит, что такое хорошо, а что такое плохо. Мотивацию труда, воспитываемую этим "опиумом для народа", автор называет универсалистской. В дальнейшем первоначальная религиозность по определенным законам видоизменяется. Из универсалистской мотивации рождается коллективистская, а затем и индивидуалистская.
Однако пересмотр господствующих смыслов взаимодействия — процесс далеко не безболезненный. Напротив, он вызывает ценностные конфликты, бури и прочие неприятности как внутри социумов, так и между ними.
Вот начало, так сказать, затравка последующего сюжета.
Вы хотите знать, что такое социализм, социалистическое общество, и вообще, когда, наконец, объяснят, на что были потрачены семьдесят лет? Обычно вам ответят, что во всём виноват, мол, дедушка Ленин. Поэтому то, что мы имеем сейчас, уж извините — трудности объективные, привет от Ильича. Стараемся исправить, но ничего пока поделать не можем и не сможем. Так что не мешайте работать. Или, напротив, скажут, что социализм был создан для счастья рабочих и крестьян. Историки же иной школы шепнут, что вся эта "заря человечества" на самом деле — сплошной сионистский заговор.
Иной подход предлагает Корганов. Оказывается, общества типа "социализма в СССР" — далеко не открытие XX века. Социумы, отстаивающие коллективистскую идеологию при нашествии индивидуализма, наблюдались в истории неоднократно. А первый случай построения "развитого социализма", о котором пишет наш автор, замечен ещё в III в. до н.э. Случилось это в древнекитайской империи Цинь. Объективные причины, породившие социализм в Цинь, СССР и прочих странах, также близки и родственны.
Более того. Существуют идеологии и общества, типологически схожие с социалистическими. В этих социумах также приходилось силой, на одно-два поколения сдерживать проникновение новой мотивации и отстаивать господство прежних, ценностно почитаемых смыслов. Но уже стимулов не коллективистских, а универсалистских или индивидуалистских. Особенно щедрой на таких родственников социализма оказалась средневековая Европа. Вот вам и объяснение того, что автор называет аффективными обществами. Савонарола и Хомейни, Кальвин и Муссолини — все эти герои аффективных обществ становятся нам теперь ближе, понятнее и роднее.
Вам интересно узнать, что же будет в недалёком будущем — годков этак через двести-триста, и чем это всё, наконец, закончится? Это тоже не бином Ньютон, считает автор. Своё повествование он заканчивает ни более ни менее как XXV веком. А ждёт нас примерно следующее...
Впрочем — умолкаю. Не буду больше утомлять читателя и отбивать хлеб у автора. Не поленитесь, перелистайте книжку, и сами, из первых рук узнаете кое-что интересное. На момент подготовки этого номера книга "Аффективные общества" была замечена, в частности, в магазинах "Молодая гвардия" на Полянке, "Доме книги" на Новом Арбате.
В заключение отмечу язык и стиль книги. К счастью, он лишён зауми, заморочек и прочих "горбушек", которыми так славен наш научный люд, когда кажется, что писатель желает то ли скрыть свои мысли, то ли просто над тобой поиздеваться. Изложение работы естественное и понятное, чего желаем и остальным авторам.
Автор — профессор политологии
г.Вена, Австрия
1.0x