Авторский блог Редакция Завтра 03:00 4 сентября 2007

МЕГАМАШИНА

№36 (720) от 5 сентября 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Даниил Иванов
МЕГАМАШИНА

В сентябре студенты идут в университеты и институты — чтобы, потратив свои или государственные деньги, к концу обучения стать дипломированными специалистами и "получить поплавок" — знаменитый институтский ромбик.
Сегодня в России насчитывается свыше 4,5 миллионов студентов, в том числе 2,4 — "настоящих", по дневной форме обучения. Численность этой армии почти в четыре раза превосходит численность Вооруженных Сил РФ. Студентам положены отсрочки от призыва на военную службу, а с 1 января 2008 года эта льгота по президентскому указу распространилась и на выпускников вузов в возрасте до 27 лет.
Мол, пускай молодые специалисты совершенствуются по своей основной специальности, а в армию пойдут "контрактники" и те, кому высшее образование оказалось "не по зубам": в силу то ли низкого образовательного уровня, то ли нехватки у родителей денег на обучение собственного чада.
Я бы мог это назвать скрытым разжиганием социальной розни, но не буду этого делать. Гораздо интереснее другое: а нужно ли современной России такое количество лиц с "верхним" образованием?
Подобный вопрос выглядит более чем крамольным: мол, как же? Чем выше образовательный потенциал населения, тем больший потенциал развития имеет страна. Ой ли? И Советский Союз, и нынешняя Россия — в числе мировых лидеров по относительному числу студентов: их у нас около 360 на 10 тысяч населения, и вообще лиц, имеющих высшее образование. И что, это помогло России не скатиться в нынешнее полуколониально-сырьевое состояние? Ну, да, отчасти помогло: есть еще у нас и ядерное оружие, и стратегические ракеты, и подлодки.
Но ведь проблема в другом: кого готовят и куда пойдут работать нынешние студенты? Ведь Россия фактически ничего реально не производит, основные вакансии сегодня — в сфере торговли и услуг. Офисная деятельность — по крайней мере, в крупных городах — подразумевает перекладывание бумажек, набивание документов в Word, ответы на телефонные звонки, "работу с клиентами", продажу продукции, закупку комплектующих и пр.
Все эти виды офисной деятельности НЕ ТРЕБУЮТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Для того, чтобы убедить клиента купить твой товар, нужны способности к эффективной коммуникации, а они от высшего образования уж никак не зависят. Навыки работы с документами приобретаются в процессе работы — для этого не нужно 5 лет просиживать в ВУЗе и изучать, скажем, макроэкономику, которая в офисе никогда не понадобится. Но при этом работодатели это высшее образование требуют, хотя в тоже время охотно берут на соответствующие должности студентов, которые могут обучаться совсем другим специальностям.
Если бы во всех вузах студентов бы жёстко прессинговали и безжалостно отчисляли бы неспособных учиться — тогда диплом хотя бы показывал работодателю, что его обладатель смог выдержать непростые вузовские условия и что-то может ответственно делать. Но сейчас ситуация такова, что вузов полно, полно специальностей, на которых учат непонятно чему, для студентов очень часто царит полная халява (тем более, если они сами платят за обучение) и поэтому факт наличия диплома ВООБЩЕ НИ О ЧЁМ НЕ ГОВОРИТ. Ну, может быть, разве что по отношению к некоторым хорошо зарекомендовавшим себя вузам повышается вероятность(и то далеко не до 100%), что его обладатель таки всё-таки что-то умеет.
В итоге не только бездарно расходуются средства на обучение, но и значительная часть научно-преподавательского состава тратит свои усилия, что называется, в пустоту, фактически не принося никакой пользы обществу.
На мой взгляд, государство должно сделать волевой шаг — открыто признать, что в значительной части своей система высшего образования сейчас является профанацией, ибо, с одной стороны, и учат-то часто всякой абстрактной ерунде, а с другой — всё равно полученные студентами знания потом никак не используются. Следовательно, необходимо резко сократить число государственных вузов (факультетов в вузах). Именно вузов (факультетов), а не бюджетных мест, т.к. в противном случае бюджетные места переведутся на платные и ничего в плане нерационального использования ресурсов не изменится — просто источник ресурсов станет другой.
Вот, например, сейчас во многих технических вузах есть гуманитарные факультеты. Но это же ересь. Чему на таком факультете могут научить? Очевидно же, что хороший специалист пойдёт преподавать туда, где гуманитарные науки являются профильными для всего ВУЗа, а не в гуманитарный факультет тех. вуза, который возник в 90-е года на желании ВУЗов из институтов превратиться в "университеты".
По отношению к негосударственным вузам — необходимо провести жесткую и адекватную инспекцию, лишая аккредитации те образовательные структуры, которые поставили выдачу "поплавков" на поток. А работодатели должны согласиться с тем, что диплом вуза совершенно необязателен для того, чтобы человек мог трудиться в их офисе.
1.0x