№33 (717) от 15 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Борис Куприянов
АПОСТРОФ
Джон Зерзан. "Первобытный человек будущего". Серия: Час "Ч" — анонимная уния. М.: "Гилея", 2007, 224 с.
"Дать определение" дезотчужденному миру представляется невозможным и даже нежелательным, но, я думаю, мы можем и должны попытаться понять те причины, благодаря которым мир сегодня превратился в не-мир. Мы совершили чудовищную ошибку, развернув человеческое развитие в сторону символической культуры и разделения труда, навсегда покинув Волшебную страну согласия и единства — ради вакуума, стоящего в центре доктрины прогресса. Логика одомашнивания — пустая и опустошающая — с ее потребностью контролировать все вокруг теперь открывает нашему взору разруху цивилизации, которая разрушает все остальное. Поверив, что природа неполноценна, мы дали власть таким культурным системам, которые саму землю вскоре сделают непригодной для жизни".
"Маркс понимал современное общество как состояние "перманентной революции" — видоизменяющейся и бесконечной. Постмодерн несет в себе то же самое в большей степени; ускоряющиеся перемены делают все человеческое (например, наши близкие взаимоотношения) хрупким и разрушают его. Постмодернистские мыслители подняли в разряд добродетелей сам факт и скорость этих изменений, торжественно объявив невозможность оценки универсальным состоянием. Все находится в постоянном движении и контекстно независимо. Любой образ или точка зрения эфемерны и так же правомерны, как и любые другие. Подобный взгляд — это постмодернистская тотальность, позиция, с которой постмодернисты отрицают любые другие взгляды. Исторические истоки постмодернизма неизвестны ему самому по причине основополагающего отвращения к общим представлениям и тотальности… Антитотальная позиция этих запутавшихся мошенников, отгородившихся от любого понимания логики системы в целом бесчисленным количеством областей, запретных для мысли, выглядит смехотворной на фоне реальности, которая стала тотализированной и глобальной, как никогда. Капитуляция постмодернистов — точное отражение беспомощности, заполнившего культуру. В постмодернистском отказе от сопротивления этическое безразличие и эстетическая самовлюбленность идут рука об руку с моральным параличом. Неудивительно, что Зияуддин Сардан, представитель неевропейской философской мысли ("Постмодернизм и другие", 1998) делает вывод о том, что постмодернизм "сохраняет, а на самом деле и укрепляет, все классические и современные структуры подавления и доминирования".
"Первобытный человек будущего" — сборник статей современного американского анархиста Джона Зерзана. Среди них "Психология масс и страдание" — критика "психологизма" современного общества, "Катастрофа постмодернизма", "Тотальность и тональность" — размышления о тональной и атональной музыке, рецензии на Ж. Бодрийяра и М. Букчина.
Собственно текст "Первобытный человек будущего" — антропологический анализ цивилизации. За годы главенствования марксизма в левой мысли, антропология перестала быть популярным методом анализа. Хотя множество, если не большинство протестных текстов XVIII— XIX веков, строились на естественнонаучных примерах. От утопий до "Анархии" Кропоткина. Князь Кропоткин, например, начинает свою работу с критики Дарвина, выводит принципы анархии из наблюдений над природой и животными. К этой великой традиции возвращает нас Джон Зерзан. На основании огромного материала накопленного антропологами в "поле" и кабинетах за весь двадцатый век Зерзан приходит к шокирующим, на первый взгляд, выводам. (Надо отметить, автор виртуозно пользуется источниками). Он убедительно доказывает — переход от собирательства и охоты к животноводству и земледелию не является прогрессом. Напротив, именно "культура землепользования" напрямую связано с социальным расслоением, появлением каст и эксплуатацией человеком человека. Зерзан сравнивает еще сохранившиеся племена "охотников-собирателей" и близких к ним по цивилизационной лестнице земледельцев.
У "примитивных" племен, племен не знающих сельского хозяйства, нет голода, нет иерархии, у них нет накоплений, следовательно, нет ни богатства, ни бедности. Крестьянин, оказывается, более уязвим перед природными явлениями: засухой, наводнениями и так далее. Он нуждается в защите и покровительстве более сильного, будь то воин, или жрец. Земледелец борется с голодом: увеличивая семью, приобретая рабов для обрабатывания большей земли, что приводит к перенаселению, голоду и конфликтам. Этот замкнутый круг не известный собирателю.
В приложениях к статье автор ищет практическое применение, своей теории, для современного мира…Предложения его странные и спорные, вряд ли осуществимы на практике. Зерзан строит свой "утопический проект" на том материале, из которого голливудские продюсеры обычно создают мрачные антиутопии. Тем не менее, и данная и последующие статьи сборника, дают представление о причинах кризиса, в котором находится цивилизация.
P.S. Кстати, в Штатах самым вдумчивым читателем Зерзана стал профессор математики и милитант Тед Качински, он же легендарный Унабомбер — американский "террорист номер один". В течение двух десятков лет Качински воплощал идеи радикального зерзановского примитивизма, рассылая бомбы в различные учреждения, минируя офисы фабрикантов и взрывая научные лаборатории.
1.0x