№31 (715) от 1 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Елена Александровна Кобаса
ОТЧЕСТВО
Последнее время всё реже слышу, как люди обращаются друг к другу по имени-отчеству. Говорят "Коля", а не "Николай Петрович", кличут "Машу" вместо "Марьи Ивановны". А ведь, вспомним, даже в русских сказках и животных величали по имени-отчеству: Михайло Потапыч, Лиса Патрикеевна и — казалось бы, зачем? — Змей Горыныч.
Слово "величать" означает в русском языке "возносить", "прославлять", "чествовать", а также — "называть по отцу". В былинах встречаем: "Как тебя звать-величать?" — Добрыня Никитич! (Алёша Попович, Вольга Святославич). Отчество — это свидетельство уважения к старшему поколению, к отчему дому.
Древнерусских князей величали не только по отцу, но и по деду и прадеду, так как древностью рода всегда гордились. Великого князя Киевского Владимира называли "князь Владимир Святославич, внук Всеволодовичь, правнук Ольгов, праправнук Святославь, препраправнук Ярославь, пращур великого Владимира".
Русские дворяне называли своих крепостных исключительно по имени — кроме тех случаев, когда обращались к пожилым и уважаемым людям.
Помню, как преподаватели в пединституте учили нас обращаться друг к другу по имени-отчеству. Для того, чтобы мы, девчонки-студентки, привыкли к своему полному имени и могли почувствовать себя взрослыми людьми, которые помнят свои корни, которые нужны Отечеству.
Сегодня у нас нет ни дворян, ни крепостных, зато все знаки почёта и уважения почему-то достаются людям, которым глубоко безразличны и прошлое, и настоящее, и будущее нашей страны. В среде этих новых господ принято обращаться друг к другу в западном стиле: по имени и фамилии, но без отчества. Ту же модель обращения пропагандирует телевидение, радио, газеты...
Да, конечно, новое государство, новые традиции — наверное, тут важно, чтобы ничто не напоминало о прошлом, о "дорогом Никите Сергеевиче", "дорогом Леониде Ильиче" и так далее. Хорошо, согласимся, но тогда почему бы не заняться и созданием новых имён: Долларина, Нацпроектина, Ваучерина — как вполне соответствующих новейшей реальности? Кстати, сходное "имятворчество" было очень популярно и в годы советской власти, особенно в 20-е-30-е годы: Тракторина, Октябрина, Владилен… Но — тогда ломать русские традиции до конца всё-таки не стали, отчества сохранили и даже сделали обязательным — через всеобщую паспортизацию населения в том числе.
Зато сегодня мы вроде бы добровольно и неприметно, исподволь отказываемся от своих отчеств, от имен своих отцов. А завтра? Так же добровольно откажемся от Отечества, от Родины? И не получится ли в итоге так, что проснёмся мы однажды утром — и уже не сможем понять: а кто мы? Американцы, китайцы, индусы, "россияне"?
Да, очень похоже, что нас вначале хотят лишить отчества, а потом — и Отечества. Чтобы присказка про "Иванов, не помнящих родства" — пришлась нам уж совсем впору. Поэтому подписываюсь, как и полагается: именем-отчеством-фамилией.
1.0x