№31 (715) от 1 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Левый
ВОЕНЖУРЫ НЕ В АЖУРЕ
Заставила написать меня этот материал статья "Иван Пупкин убил ложкой пять немцев" ("Журналист", 2006, №6). Автор, скрывшийся под псевдонимом Аз Букин, утверждает, что "пора бы... поговорить о воинской печати, поскольку она, по его словам, остается в небрежении, в каком еще недавно пребывали Армия и Флот". И разбивает ее в пух и прах. Да, если пробежаться, например, по окружным газетам, то диву дашься. Темы простые и не проблемные. Как рядовой Иванов, Петров, Сидоров отстрелял "на отлично" или как прошел очередной этап учений, соответственно, успешно и "без замечаний" и т.д. Ни звука о проблемах, которых в армии не то что много, а просто завались. Почему?
Начинается всё, разумеется, с "альма-матер". Военкоров всегда, начиная с советского времени, готовил один-единственный вуз на всю страну — сейчас Военный университет МО РФ, который располагается в столице нашей родины. Там существует факультет культуры и журналистики, на каждом курсе которого — по группе будущих военжуров.
На слух слова "военный журналист" звучат привлекательно. Вызывают романтические образы и увлекательное прибудущее. Наверное, отчасти поэтому я и решил стать военкором. Не буду вдаваться в подробности армейского быта, замечу только, воспоминания у меня, связанные с ним, остались не очень приятные. Но к подобному в принципе готов, знаешь, что ждет стандартная армейская кормежка, жесткая койка и место в строю.
Всё это можно терпеть, было бы ради чего. Другое дело — как осуществляется сам набор. Хоть и не совсем приятно говорить об этом, но большинство людей, которые стремились стать военными журналистами, не то, что не имели ни одной публикации в прессе, но достаточно смутно представляли себе, что такое журналистика вообще. Это их нисколько не интересовало. У многих отцы были и до сих пор есть военные журналисты в звании полковников и подполковников. Это, кстати, одна из страшных бед военной журналистики. Здесь очень сильно развит блат, своеобразная кастовость. Происходит это как раз из-за того, что готовил и готовит военкоров один-единственный вуз в стране. Поэтому практически все военные журналисты знают друг друга лично. И если у Васи есть непутевый сын, который оканчивает школу и надо его куда-то пристроить, то почему бы не попросить студенческого друга Толю пригреть его на пять лет под своим крылом. Соответственно, Толя отказать не сможет. Ведь сидели же за одной партой.
"Мазы" тоже бывают разные. Есть такие, которые помогают только поступить, есть такие, которые продолжают опекать тебя на протяжении всего периода обучения, а даже такие, которые занимаются проблемой твоего распределения.
Всё же казалось, будет учеба — натаскают. Не тут-то было. Куда только не гоняют курсантов. Побелить деревья, перетаскать трубы, покрасить траву и так далее. Забавно, что многим курсантам такой расклад крайне выгоден. Заключалась своеобразная сделка между курсантами и командирами в совокупности с преподавателями. К примеру, нужно сделать на какой-то кафедре ремонт. Соответственно, делался он руками курсантов. По окончании им были обеспечены положительные оценки по ряду дисциплин. Понятно, что если у курсанта в голове пусто, но он в совершенстве владеет техникой покраски стен и полов, побелки потолков и шпаклевания, то самое милое дело таким путем получить "поплавок".
Другая категория людей, которая обучается в этом вузе не пойми как, — спортсмены и так называемые артисты. Помнится, еще Виктор Суворов писал в своем "Освободителе": в армию идут люди, зная, что если ты умеешь рисовать, петь, танцевать, бегать или прыгать — то и служить будешь подобным образом: рисовать, петь, танцевать, бегать или прыгать. Так и здесь — художественная самодеятельность почему-то намного важнее учёбы. Например, ты поёшь. Начинаешь выступать на концертах, посвященных разным праздникам и датам. А таких дней в нашей стране много, тем более, связанных с армией. А еще можно выступать в подшефных школах, других вузах и т.д., и т.п. Соответственно, люди не бывают на занятиях месяцами.
Похожая ситуация со спортсменами. Надо же отстаивать честь факультета и университета на различных играх? Конечно. Вот и бегают, прыгают, плавают, стреляют. Соответственно, вместо занятий.
Аналогично обстоит дело с художниками. Армия — это место, где больше всего всяких стендов и плакатов. Надо же их кому-то делать? Такие люди находятся. И делают — естественно, за счет учебных часов.
Приходит сессия — а человек весь семестр пропел, пробегал и прорисовал. Что на выходе? Ноль. Но почему-то в зачетной книжке ситуация выглядит по-другому. Если звезды зажигают...
Вот и получаются военные журналисты, которые не "лето целое всё пели", а добрых пять лет пели, бегали и тому подобное. А после — ты уже в редакции, нужно писать. А как? Не знаешь. Приходится осваивать искусство штамповки, идти по самому легкому пути.
Один военный журналист высказал однажды предположение, что такое абы как обучение существует лишь для того, чтобы оставить выпускников в Вооруженных Силах. Действительно, на нищенские зарплаты в военных газетах разве привлечешь классных специалистов, если тем "на гражданке" платят больше в разы? Но если человек мало что умеет делать в журналистике, зато научился "отписываться", и всех это устраивает, то почему бы не послужить? Причем карьерный рост в военной газете зависит не от твоих индивидуальных способностей как журналиста, а от выслуги лет. И хочешь того или нет, но придется тебе стать начальником отдела, потом ответсеком или еще кем. Слышал, как выпускник факультета культуры и журналистики как раз подобную ситуацию представлял в качестве преимущества военной прессы. Типа, напрягаться особо не стоит, сиди тихо и постепенно делай карьеру.
Зато когда ты пытаешься заняться в военном университете профессиональным творчеством, это получается с трудом. Мало того, что не рекомендуется сотрудничать с целым рядом изданий — например, таких, как "Завтра" или "Московский комсомолец", отношение к армии каковых считается не совсем правильным, — еще и требуется, чтобы ты "пиарил" свой вуз и факультет. Выйти с территории — проблема. Чтобы поехать на какую-то мероприятие с целью написать о нем материал, необходимо настрочить рапорт, заверить его подписями командира группы, такого же курсанта, как и ты, начальника курса, начальника факультета. Вдобавок эту бумагу требуется завизировать еще и на кафедре журналистики. Итого получается аж четыре подписи. Многовато. К тому же, некоторые подписи бывает поставить крайне сложно, по разным причинам. В том числе — и из-за личных отношений. Вот и думайте, как, с какими профессиональными травмами, рождается военный журналист.
А потом заходит речь о воинской прессе. Возникают вопросы: почему, мол, на страницах появляются такие материалы? Да потому, что специалисты выходят никакие, поэтому и пишут никак. Что делать? Лично я не знаю. Когда что-то становится системой, это трудно разрушить. Можно сломаться самому. А происходящее уже давным-давно вошло в систему.
1.0x