№31 (715) от 1 августа 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Николай Коньков
ДЕНЬГИ НА ПРОДАЖУ
Что препятствует созданию «рублёвой зоны» в мировой экономике?
Среди множества насущных и неотложных задач, стоящих сегодня перед Россией, наверное, самой приоритетной является создание так называемой "рублевой зоны" — сектора мировой экономики, который должен обслуживаться (и контролироваться) нашей национальной валютой.
Необходимость этого вытекает из системно-динамической оценки положения Российской Федерации в современном мире, которая в самом общем виде может быть изложена следующим образом.
« Период формирования т.н. "глобального рынка" (с начала 70-х гг. ХХ века) и соответствующего ему "однополярного мира" на основе развития информационных технологий (как "второго этажа" собственно экономической систе- мы) практически завершен, поскольку возможностей для "экстенсивной глобализации" путем подключения к нему новых пространств и ресурсов практически не существует.
« Попытки "вырыть еще и глобальный подвал" путем управляемой модификации базовых характеристик человека и человеческих сообществ (био- и психо-технологии) либо не привели к успеху, либо явно запаздывают, что в системном отношении одно и то же.
« Отсюда вытекают всего лишь две возможные и взаимосвязанные модели:
— упрощение и фрагментация системы "однополярного мира"/"глобального рынка", прежде всего — за счет "слабых локусов" или "слабых звеньев" действующей системы ("война цивилизаций", по С.Хантингтону);
— и переход к "интенсивной глобализации", т.е. новому производственно-технологическому укладу.
« Период правления на "полюсе мира" 43-го президента США Дж.Буша-младшего характеризовался попытками реализовать именно эти взаимосвязанные модели развития: как "войну цивилизаций" — в отношении прежде всего богатого энергоресурсами исламского мира, так и "интенсивную глобализацию" — в отношении самих Соединенных Штатов.
« Подобная стратегия США дала Российской Федерации возможность за счет высоких мировых цен на энергоносители несколько укрепить свои системные позиции, однако эта благоприятная для нашей страны конъюнкутра уже подходит к концу, а вероятность того, что именно Россия будет выбрана в качестве "слабого звена" на ближайшие 4-8 лет, оказывается критически высокой.
« В этих условиях требуется максимально быстрая и эффективная мобилизация всех государственных и общественных ресурсов страны с целью выхода её из "слабого локуса" нынешней системы "однополярного мира"/"глобаль- ного рынка" и превращения Российской Федерации в один из центров уже идущей трансформации такой системы.
СКОЛЬКО МЫ ПЛАТИМ АМЕРИКЕ?
Почему создание "рублевой зоны" является одним из необходимых (sine qua non) условий подобного вектора развития?
Прежде всего это связано с получением так называемого "эмиссионного дохода", благодаря которому государство получает своеобразное "роялти" от выпуска и обращения (мультипликативный эффект) национальной валюты.
Сегодня же (и вообще последние 15 лет) в нашей стране действует "бивалютная" система, при которой американский доллар (а также "привязанный" к нему евро) восполняет дефицит денежных средств на внутреннем рынке России.
Те 10 трлн. 820 млрд. рублей денежного агрегата М2 по состоянию на 1 июня 2007 года, о которых заявил глава Центробанка Сергей Игнатьев, соответствуют примерно 420 млрд. долларов, в то время как совокупный объем золотовалютных резервов (ЗВР) Центробанка и Стабфонда достиг 528,2 (406,6 + 121,6) млрд. долл. То есть "стерилизация нефтедолларов" по Кудрину—Грефу—Игнатьеву оказывается по отношению к рублю еще более дискриминационной системой, чем печально знаменитая "currency board", одно время жестко внедрявшаяся МВФ и Всемирным банком в государствах "третьего мира". В последнем случае общий объем эмиссии национальной валюты ставится в прямую зависимость (1:1) от величины "золотовалютных резервов" (ЗВР) страны, т.е. она превращается в "неполноценный доллар", который никак не может быть использован за пределами национальной территории. У нас же это соотношение сегодня оказывается равным 1:1,38. Такой запредельный "финансовый апартеид", безусловно, выгоден Соединенным Штатам и Федеральной резервной системе, но для России — это безусловная удавка, которую она собственными руками затягивает на своей шее.
Неудивительно, что корпоративный долг российских предприятий и внутренний государственный долг РФ растут буквально катастрофическими темпами. Эти показатели даются официальной статистикой, как правило, вразбивку, чтобы у нас не возникло синергетического (резонансного) эффекта восприятия, но ситуация уже приблизилась к катастрофической. Как сообщается, внешний долг РФ по итогам I квартала составил 339,3 млрд. долларов против 309,7 млрд. долларов на 1 января 2007 г. (рост почти на 30 млрд. долларов или на 9,56%). Внутренний государственный долг Российской Федерации на 2 июня 2007 г. составил свыше 1161 млрд. рублей против 1028 млрд. рублей в начале года, то есть увеличился на 133 млрд. рублей, или на 12,9%. Не будем даже пытаться как-то экстраполировать эти данные, скажем, на "реперную точку" 1 июля, начала второго полугодия. Подождем официальных данных. Отметим только, что наши долги растут быстрее и темпов увеличения ВВП, и даже отмеченного выше накопления ЗВР и Стабфонда. Вывод отсюда просто очевиден: львиную долю эмиссионного дохода современное российское государство на каком-то непонятном основании делегировало Федеральной резервной системе США. Ущерб от этой операции — хотите верьте, хотите нет, но это так — составляет для бюджета РФ по состоянию на 2007 год минимум 300 млрд. долларов (прямые потери + недополученные доходы, в соотношении 1:2). На ту же сумму, соответственно, сокращаются размеры действующей "рублевой зоны" и расширяются — размеры зоны "долларовой".
Не будем касаться и грандиозных косвенных потерь российской экономики, связанных с искусственно создаваемой Минфином и ЦБ нехваткой адекватного денежного предложения на рынке: от хищнического использования месторождений (например, нефтяных, с которых снимаются "сливки", после чего примерно 2/3 запасов переводится в разряд неизвлекаемых) и разгона немонетарной инфляции до "удушения" малого и среднего бизнеса с его "уходом в тень" и драконовских ставок потребительского и ипотечного кредита, уничтожающих значительную часть человеческого потенциала страны. Это большая и самостоятельная тема, требующая специального рассмотрения. Отметим лишь, что пресловутый "олигархически-сырьевой" крен российской экономики, с которым обычно связывают многие наши беды, сам во многом является порождением этого "денежного голода": острого и хронического одновременно.
СКОЛЬКО МЫ БУДЕМ ПЛАТИТЬ АМЕРИКЕ?
Теперь эта "либерально-монетаристская" политика, судя по всему, входит в новую фазу, суть которой была заявлена Путиным еще в бытность его премьер-министром РФ: "долги в обмен на инвестиции". Заявлена, стоит подчеркнуть, с четкой целью — получить одобрение Запада, который именно после этого заявления одобрил кандидатуру действующего президента как "человека с безусловно рыночным мышлением". Суть подобной схемы достаточно проста: сначала набрать долгов, а потом, не имея возможности (или желания) их выплатить, передать кредиторам права собственности. Именно эта схема — в разных ее вариантах — использовалась в ходе приватизации при "создании класса эффективных собственников".
Что случилось с этими "эффективными собственниками" сегодня? "Кого уж нет, а те далече, как Сади некогда сказал…". Впрочем, и осталось их вполне достаточно. А значительная часть финансовых потоков России, как уже отмечалось выше, "ушла в тень", и выманить их оттуда в рамках сложившейся экономической системы не представляется возможным. Значит, как следует из теории и практики глобализма, систему надо менять, а финансовые потоки — брать под контроль.
Поэтому схему "долги в обмен на инвестиции", прежде всего, начали реализовывать в финансовой, банковской сфере. Активные и вполне успешные действия Минфина и Центробанка РФ по исполнению этого — уже не "социального", а "глобального" — заказа мы и наблюдаем на протяжении последних месяцев: массовые отзывы банковских лицензий (в 2006 году — у 62 финансовых организаций, за январь-май 2007 — уже примерно у 30), скандалы и даже убийства, самым громким, но далеко не единственным из которых, несомненно, стало убийство первого зампреда ЦБ Андрея Козлова 13 сентября 2006 года. В частности, только за один день 5 июля ЦБ РФ отозвал лицензии у четырех московских банков: "Стройпромбанка", "Экспортбанка", "Лео-банка" и "Финансово-кредитного банка". Всего же в ликвидационном списке государственной Ассоциации по страхованию вкладов (АСВ) находится около 140 банков. И есть все данные полагать, что в ближайшее время темпы подобной "санации-стерилизации" будут только расти. Причин тому несколько.
Например, такая — казалось бы, мелкая и даже неприличная, — как "бизнес на банкротствах (они же — ликвидации). Механизм здесь прост: "банки— ловушки" под высокие проценты привлекают средства населения и юридических лиц, затем у них из-за тех или иных нарушений (реальных или мнимых) отзываются лицензии. Деньги вкладчикам частично возвращаются за счет АСВ (чьи средства складываются из бюджетных денег, страховых отчислений банков и продажи имущества ликвидируемых банков), но далеко не все. В среднем "безвозвратные потери" от одной ликвидации оцениваются в 20-50 млн. долл., но ведь природа не терпит пустоты, и если в одном месте денег убыло — значит, в другом прибыло. Определенные ответы на вопрос, где и под чьим контролем находятся эти таинственные "другие места", можно найти в уже ставших знаменитыми "письмах Френкеля". И, даже если брать по минимуму, такой "бизнес на банкротствах" можно оценить в 2,5-3 млрд. долл. ежегодно. Пустячок, вроде бы, но ведь всё познается в сравнении — например, доходы от российского экспорта вооружений в 2007 году планируются на уровне 7,5 млрд. долл.
Если же посмотреть на долю банков во внешней корпоративной задолженности РФ, то окажется, что по состоянию на 1 апреля 2007 года она превышала 110,4 млрд. долл. (37,4%) из общей суммы 294,9 млрд. долл. (на 1 января, соответственно, 101,2 из 261,1 млрд. долл., или 38,7%). Рост долгов всего за три месяца — 9,1%! Пониже, чем в реальном секторе экономики (23,1%), но всё равно — это совершенно запредельные цифры.
С этими-то цифрами на руках, дополнительно подкрепленными скандалом вокруг "кремлевских банков за рубежом", либерал-монетаристам из финансово-экономического блока правительства в конце мая-начале июня, очевидно, удалось "продавить" сопротивление "питерских силовиков", обеспечив иностранным банкам свободный доступ на российский рынок финансовых услуг. Точные детали "переговоров" по этой теме нам недоступны, однако потенциальные козыри Кудрина и Ко понятны: или безоговорочное принятие их условий, или массовый дефолт российских банков накануне парламентских выборов с одновременным "замораживанием" зарубежных кремлевских активов — по коррупционным или иным предлогам.
Теперь — в случае вступления РФ в ВТО — иностранные банки и банки с иностранным участием получат право "выбрать" 50%-ную долю на российском финансовом рынке. Но — одна тонкость — эти 50% будут отсчитываться вовсе не "от нуля": ранее выбранная иностранными банками доля российского рынка банковских услуг (на сегодня официально — около 20%) в нее входить не будет. То есть в перспективе иностранцы получат возможность контролировать не менее 60% российского банковского рынка. И нынешним "теневикам" волей-неволей придется легализовываться через полностью "прозрачные" для глобалистов банки, поскольку этот сектор полностью перейдет под оперативный контроль зарубежных финансовых структур. После чего поглощение российских "естественных монополий" иностранным капиталом пройдёт абсолютно безболезненно, а правительство России окончательно превратится в наемных работников "большого бизнеса". Что не было позволено Березовскому ("не по чину берешь!"), будет позволено транснациональным корпорациям.
А ДОЛЖНЫ ЛИ МЫ ПЛАТИТЬ АМЕРИКЕ?
Из приведенных выше материалов очевидно, что "тихая" национальная катастрофа в российском банковском секторе уже началась. И она неизбежно перекинется на другие отрасли экономики — если не остановить её, предприняв систему неотложных и чрезвычайных мер, однако единственный возможный "спасатель", пресловутая вертикаль государственной власти, занята совершенно другим: подготовкой к парламентским и президентским выборам, Олимпиадой-2014 в Сочи и тому подобными насущными проблемами. При этом нельзя сказать, что потенциальная ФЦП (федеральная целевая программа) "Рублевая зона" вообще не рассматривается или не стоит в кремлевском "списке задач". Во всяком случае, опыт реализации "приоритетных национальных проектов" под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева показал, что грамотное использование методик косвенного управления позволяет достичь вполне определенных и приемлемых результатов без прямой конфронтации с Западом.
Учреждение Банка Развития на базе Внешэкономбанка, создание алмазной и энергетической биржи, торгующих российским сырьем за рубли, рублевое кредитование республик СНГ и инвестиции в их экономику, — безусловно, шаги правильные и необходимые. Но фундаментальной проблемы отечественной экономики, "денежного голода среди изобилия", они, разумеется, не решают. А трогать (да еще накануне выборов) "священных коров глобализма" из числа либерал-монетаристов в правительстве, буквально пожирающих российские "нефтедоллары", никто в Кремле наверняка не решится — потому что при нынешней геополитической конъюнктуре это выглядит как попытка самоубийства в чистом виде.
А вот затормозить и "вывернуть" ситуацию: например, путем "замораживания" переговоров по ВТО с той же Грузией — всё еще вполне и в силах, и в интересах даже действующей "властной вертикали". Или, например, попробовать "запустить встречный пал" в той же банковской сфере, получив возможность сменить "головку" Центробанка и ослабить "долларовую удавку" на шее России. Как говорится, была бы политическая воля…
1.0x