№28 (712) от 11 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Растопшин
ОРУЖИЕ ДЛЯ КАМИКАДЗЕ
Российская авиация не обеспечена дальнобойными высокоточными средствами поражения в обычном снаряжении
В 1941 г. во время второй Мировой войны японская авианосная авиация нанесла внезапный удар по военно-морской базе США Пёрл-Харбор (на Гавайских островах) и вывела из строя основные силы американского Тихоокеанского флота. В этой операции широко использовались японские летчики добровольцы-смертники, которые управляли самолетами с бомбовой нагрузкой вплоть до соударения с объектом поражения. С тех пор эти летчики получили название камикадзе, которое переводится как "божественный ветер", разогнавший в древние времена вражескую армаду кораблей. При отсутствии высокоточного оружия поражение авианосцев с помощью неуправляемых авиабомб практически было трудновыполнимой задачей. В этом случае камикадзе заменяли собой систему самонаведения и обеспечивали надежное попадание средств поражения.
В настоящее время из-за отставания в создании высокоточного дальнобойного оружия в обычном снаряжении российские летчики не по своей воле могут оказаться в роли камикадзе. Современное российское авиационное вооружение в обычном снаряжении создано на базе советских разработок 80-х годов, в которых не реализован принцип поражения без захода в зону ПВО противника. Такое оружие составляет порядка 90% от состоящих на вооружении авиационных боеприпасов в обычном снаряжении.
За последние 15 лет российского простоя в развитии и производстве авиационной техники возросла эффективность зарубежных средств противовоздушной обороны (ПВО), в связи с чем возникла новая конфигурация сил не в нашу пользу. При этом вместе с развитием зарубежных средств ПВО тактика ее преодоления российской авиацией явно устарела.
После развала Советского Союза произошла затяжная деградация российских ВВС, за время которой Запад ушел далеко вперед. Так, использование США и странами НАТО авиационного высокоточного оружия в Иране, Югославии и Афганистане оценено как очередная революция в военном деле, которая прошла мимо нас. При этом самолеты-носители американских ВВС действовали в составе разведывательно-ударных боевых систем и были "подносчиками боеприпасов". Воздушные носители взлетали с авиабаз на территории США, стран НАТО в Европе, с авианосцев и доставляли высокоточные крылатые ракеты, нацеленные на военные объекты, объекты экономики без захода в зоны ПВО противника. Такая тактика позволяет сохранить как боевую технику, так и ее экипажи.
О предательском отношении к авиационному вооружению свидетельствуют ниже представленные ситуации, в которых российским пилотам уготовлена роль камикадзе.
В ЗОНЕ ДЕЙСТВИЯ ПВО ПРОТИВНИКА
Новая Государственная программа вооружения, разработанная на период до 2015 г., предусматривает модернизацию фронтовых бомбардировщиков Су-24М. Этот бомбардировщик является одним из наиболее массовых самолетов российских ВВС. К концу 1998 г. российская фронтовая авиация располагала 365 бомбардировщиками Су-24 и Су-24М, которые могут нести бомбовое, неуправляемое и управляемое ракетное и пушечное вооружения при скромном радиусе боевых действий (570-600 км). По этой причине Су-24М может наносить удары по объектам противника лишь в его прифронтовой зоне. Но что его ждет при этом?
Результат предварительной атаки радиолокационных станций (РЛС) противника без захода в зону его войсковой ПВО с помощью противорадиолокационных ракет Х-28 и Х-58 (дальность пуска — 90 и 120 км соответственно) оценивается весьма малой вероятностью выживания Су-24М. Эту ситуацию усугубляют последние достижения в области совершенствования зарубежных средств ПВО, позволяющих вести активную борьбу с подобными противорадиолокационными ракетами. При этом на системы наведения ракет Х-28 и Х-58 будут воздействовать отвлекающие устройства и помехи с дальнейшим использованием высокоэффективных поражающих средств. Другими словами, из-за низкой эффективности боеприпасов Х-28 и Х-58 по выводу из строя РЛС противника наши Су-24М будут нести большие потери при маловысотном прорыве зарубежной ПВО.
Для поражения в условиях визуальной видимости малоразмерных подвижных и неподвижных слабозащищенных наземных целей (комплексов ЗУР, самолетов на открытых стоянках и в легких укрытиях, легких мостов и железнодорожных эшелонов) в боекомплекте Су-24М имеется ракета малой дальности Х-25МЛ, а для поражения целей типа прочных укрытий самолетов, бетонированных взлетно-посадочных полос, стационарных железнодорожных и шоссейных мостов, промышленных сооружений и складов служит ракета Х-29Л. Обе ракеты оснащены полуактивной лазерной системой самонаведения и имеют максимальную дальность пуска 10 км, что позволяет противнику при использовании современных средств войсковой ПВО надежно поражать Су-24М.
Су-24М может нести корректируемые бомбы: КАБ-500Л и КАБ-1500Л с лазерным наведением или КАБ-500Кр с телевизионным наведением. Особенностью боевого применения КАБ-500Л и КАБ-1500Л с лазерной головкой самонаведения (ГСН) является обязательная и непрерывная подсветка цели лучом лазера, причем точность бомбометания определяется тем, насколько стабильно удерживается луч лазера на цели. После отделения бомбы от самолета ГСН начинает принимать отраженный от цели сигнал лазера подсветки. При всяком отклонении бомбы от курса, заданного ей отраженным лучем лазера, на выходе приемного устройства вырабатывается сигнал рассогласования, который воздействует на приводы рулей бомбы, возвращающие ее на заданный курс. Наличие дымки и тумана снижает дальность действия системы наведения бомбы и уменьшает вероятность попадания, что является существенным недостатком управляемых бомб с лазерной ГСН. Дальность применения КАБ-500Л и КАБ-1500Л составляет 3-9 и 3-12 км при диапазоне высот применения 0,5-5 и 1-8 км соответственно.
КАБ-500Кр имеет ГСН, обеспечивающую наведение бомбы на объекты, выбор которых осуществляется летчиком. В состав ГСН входит телевизионная камера, позволяющая просматривать местность перед бомбой на траектории ее полета. Изображение местности передается на самолет-носитель и воспроизводится на экране. При атаке летчик направляет самолет на цель, как только на экране появляется ее изображение, он переводит ГСН в режим автосопровождения, а затем сбрасывает бомбу. После сбрасывания бомба становится полностью автономной. ГСН вырабатывает сигналы ошибок, в соответствии с которыми система управления корректирует планирующий полет по направлению к цели. Дальность применения составляет 2-9 км, диапазон высоты применения лежит в пределах 0,5-5 км.
Не вносит существенных изменений недавно принятая на вооружение КАБ-500С-Э, корректируемая с помощью спутниковой навигационной системы. Дальность ее пуска составляет 2-9 км. Вместе с тем, по сравнению со штатными корректируемыми бомбами с лазерным и телевизионным наведением, КАБ-500С-Э имеет преимущество при использовании днем и ночью в сложных метеоусловиях.
Из опыта использования отечественных корректируемых бомб против чеченских бандформирований известно, что сложные метеоусловия (туман, дождь, снег, облачность) существенно ограничивали возможности фронтовой авиации по применению боеприпасов с лазерной и телевизионной системами наведения. В целом за время боевых действий в Чечне доля высокоточных боеприпасов составила всего лишь 3% от общего количества авиационных средств поражения.
Дальности пуска корректируемых бомб и управляемых ракет свидетельствует о крайней опасности действия самолетов Су-24М и Ту-22М3 в зоне войсковой ПВО противника.
Неуправляемое оружие Су-24М включает: бомбы свободного падения, кассетные бомбы РБК-500, РБК-250, блоки с неуправляемыми авиационными ракетами (НАР). Но все эти боеприпасы требуют нахождения Су-24М над целью или вблизи ее, т.е. в зоне активного действия ПВО противника. Например, дальности пуска НАР находятся в диапазоне 2-4 км. Сегодня осуществлена попытка с помощью новой крылатой ракеты воздушного базирования (КРВБ) Х-555 в неядерном снаряжении с дальностью пуска 3 тыс. км закрыть существующую брешь в системе ВВС, связанную с неспособностью стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95МС наносить удары высокоточным оружием по удаленным целям. Ракета Х-555 оснащена спутниковой системой наведения. Но в настоящее время осуществляется процесс ее технического и оперативно-тактического освоения. Поэтому вряд ли в ближайшее время возможно ее боевое применение. К сожалению, в российских ВВС в настоящее время дальнобойные крылатые ракеты воздушного базирования с боевыми частями в обычном снаряжении отсутствуют. Непременным условием применения КРВБ является повышение эффективности функционирования космических систем навигации и связи. Наша космическая группировка по численности уступает группировке США (96 космических аппаратов против 415). Наконец, имеющееся количество стратегических бомбардировщиков не подкреплено требуемым количеством самолетов-за-
правщиков Ил-78 для активного ведения боевых действий. В Советском Союзе в 1987 г. началось поступление в войска серийных стратегических бомбардировщиков Ту-160. Согласно первоначальным планам предполагалось выпустить серию из 100 самолетов Ту-160. Интересно отметить, что ранее ставилась задача решать определенные стратегические задачи, для чего требовалось 100 Ту-160. Очевидно, что бомбардировщики Ту-160 в количестве 19 самолетов с имеющимся боекомплектом в обычном снаряжении не способны решать стратегические задачи.
По данным генерал-майора авиации Валентина Рог, на сегодняшний день состояние стратегической авиации США исчисляется 96 стратегическими бомбардировщиками, которые могут поднять в воздух до 844 ракет дальнего действия.
ПЛАНИРУЕМОЕ ОТСТАВАНИЕ
В прошлом году ВВС РФ получили два серийных фронтовых бомбардировщика Су-34, которые должны заменить Су-24М. При этом планировалось в течение трех лет поставить Министерству обороны 18 самолетов этого типа. В дальнейшем планируется выпускать по 8 — 10 Су-34 в год. При таких темпах старый парк Су-24 будет заменен только через 20-30 лет, когда уже сроки службы Су-34 завершатся. Следует заметить, что Су-34 унаследовал от своего предшественника Су-24 все старое вооружение. В то время как Су-24М и Су-34 оснащаются старыми боеприпасами, авиация США пополняет свои арсеналы новыми образцами высокоточного оружия. Так, ВВС США закупили 2400 крылатых ракет класса "воздух-поверхность" JASSM и 2500 ракет с увеличенной дальностью действия JASSM-ER, производство которых будет осуществляться до 2018 г. Ракета JASSM предназначена для поражения хорошо защищенных целей, находящихся в глубине обороны противника. Она имеет инерциальную навигационную систему, совмещенную со спутниковой навигационной системой и дальность пуска 370 км, т.е. может действовать за пределами объектовой зоны ПВО. Ракета JASSM уже применяется для вооружения стратегических бомбардировщиков В-2 и В-52Н и планируется для вооружения истребителей F-16, бомбардировщиков В-1В, а также тактических истребителей ВМС F/A-18E/F "Супер хорнет". Ракета JASSM-ER имеет аналогичную конфигурацию и оснащена новым двигателем с большим запасом топлива, что расширяет способность нанесения удара без захода самолета-носителя в зону объектовой зоны противника до 920 км.
Недопустимо низкими темпами осуществляется поставка ударных вертолетов Ми-28Н. Так, в период с 2007 г. до 2015 г. планируется ежегодно поставлять по 10 вертолетов Ми-28Н. Вертолёт Ми-28Н предназначен для поражения наземных и воздушных целей. Но облик бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) этой машины не соответствует функциональному назначению ударного вертолёта. Особого внимания заслуживает анализ процесса поражения бронетехники и других наземных целей с помощью ПТУР "Атака", которая составляет основу боекомплекта Ми-28Н. В этом случае для управления ракетой используется способ полуавтоматического наведения, при котором наводчик удерживает прицел на объекте поражения, а система наведения автоматически ведёт ракету к нему. Положение ракеты относительно прицельной линии определяются с помощью оптической системы (размещённой на Ми-28Н) и трассера, установленного на ракете. Команды управления с вертолёта передаются ракете по радио. В данной ситуации использование ПТУР "Атака" крайне опасно, так как суммарное время визуального поиска наземной цели и управления ракетой больше, чем время реакции современных средств ПВО. Под временем реакции понимается время от обнаружения вертолёта до схода зенитной ракеты с пусковой установки, которое для зенитного ракетно-пушечного комплекса малой дальности составляет 4-10 с. Наибольшей опасности Ми-28Н подвержен при стрельбе на дальности 4-6 км, что требует увеличения высоты полёта для обеспечения надёжного визуального контакта с объектом поражения. При цене вертолёта, равной цене 3-4 танков, вызывает сомнение, что Ми-28Н с противотанковым ракетным комплексом (ПТРК) второго поколения в условиях развития зарубежных средств ПВО решит проблему поражения целей с учётом критерия "эффективность-стоимость". Кроме того, из-за старого и малоэффективного вооружения для экипажей Ми-28Н уготовлена роль камикадзе. Сегодня недопустимо оснащать дорогостоящие ударные вертолёты ПТУР второго поколения и БРЭО вчерашнего дня. Только установка ПТУР третьего поколения ("выстрелил-забыл") и современного БРЭО позволит повысить эффективность вертолётного вооружения.
А как подошли к решению данной проблемы зарубежные разработчики вертолетного вооружения?
При создании комплекса американского вертолетного ПТРК "Лонгбоу" преследовалось значительное сокращение времени нахождения вертолёта "Апач" под прицельным огнём противника при наведении ракет благодаря высокоинтеллектуального БРЭО и возможности осуществлять залповый пуск ракет по скоплению бронетехники. Другими словами, американцы уделяют большое внимание повышению эффективности вооружения и живучести вертолета, что позволяет значительно повысить выживаемость экипажа в боевых условиях.
Главное достоинство БРЭО "Апач Лонгбоу" заключается в том, что к моменту достижения вертолётом оптимальной высоты для залповой стрельбы уже по степени важности определены объекты поражения и на них нацелены ракеты. БРЭО "Апач", обладая способностью определять различия между зенитными комплексами и колёсными машинами, а также другими объектами поражения, значительно повышает живучесть вертолёта на поле боя. БРЭО "Апач Лонгбоу" обеспечивает:
— автоматическое обнаружение неподвижных и подвижных целей на максимальной дальности стрельбы;
— идентификацию и определение степени важности каждой цели по пяти классам (классифицирует и выделяет приоритетные);
— сопровождение целей, координаты которых относительно вертолёта передаются на ракету, если она находится вне зоны захвата головкой самонаведения цели;
— передачу точных координат обнаруженных целей другим вертолётам, ударным самолётам или наземным пунктам.
На вертолете "Апач" установлена ПТУР "Хеллфайр" третьего поколения с тандемной боевой частью, которая преодолевает динамическую защиту российских танков с вероятностью 0,8-0,9 и имеет бронепробиваемость 1000 мм, что обеспечивает высокую вероятность поражения танков Т-72, Т-80, Т-90.
СОМНИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Еще в 2001 году бывший командующий Дальней авиацией (ДА) Михаил Опарин отмечал (НВО № 17, 2001 г.), что необходимо ускорить довооружение ДА высокоточными КРВБ большой дальности, которые сейчас и на обозримую перспективу будут служить сдерживающим фактором любого агрессора. В свою очередь пришедший на смену М. Опарину новый командующий Игорь Хворов при вступлении в эту должность отметил (НВО № 8, 2003 г.): "Сегодня в целях сохранения ДА как рода войск ВВС России мы сделали всего лишь несколько шагов от края пропасти. Пока для успокоения нет никаких весомых причин". Вместе с тем, в период командования И. Хворова происходила модернизация стратегического бомбардировщика Ту-160 с целью "научить" его бомбить противника старинными бомбами свободного падения. Причем в качестве перспективы планировалось освоить применение самолетами Ту-160 высокоточных корректируемых авиабомб. Подобная техническая политика продолжалась и в 2006 г. По этому поводу И. Хворов отмечал (ВПК № 6, 2006 г.): "В ходе модернизации ракетоносцев Ту-95МС предполагается приспособить их под обычное вооружение, применение высокоточных авиационных бомб и крылатых ракет с многофункциональной боевой частью".
В свою очередь, главком ВВС Александр Зелин ранее отмечал, что при создании авиационного вооружения первой четверти XXI века должно быть реализовано принципиально новое боевое свойство — возможность поражения воздушных, наземных и надводных целей без захода самолетов-носителей оружия в зону ПВО противника. Одновременно он подчеркивает, что выявлено несовершенство высокоточного оружия с лазерным, телевизионным и оптико-электронным наведением, связанное прежде всего существенными ограничениями по условиям боевого применения (ВПК № 6, 2005 г.).
Представленные мнения военачальников свидетельствует о том, что отсутствует четко поставленная задача в плане дальнейшего развития ДА. Не требует особых доказательств, что вооружение Ту-160 и Ту-95 бомбами свободного падения и корректируемыми в нынешних условиях развития зарубежных систем ПВО не соответствует их стратегическому предназначению. Использование корректируемых бомб происходит с высот 5-8 км и на удалении от цели порядка 9-13 км, что требует нахождения носителя в зоне ПВО противника и ведет к печальному исходу. Следует ли рисковать такими дорогостоящими носителями, как Ту-160 и Ту-95? Более целесообразно их использование по прямому назначению — осуществлять удары с расстояний 3-5 тыс. км КРВБ в обычном и ядерном снаряжении.
Следует обратить внимание, что главком ВВС А. Зелин отмечает несовершенство (т.е. неэффективность) штатных корректируемых бомб, а его нынешний заместитель И. Хворов продолжает настаивать на вооружении Ту-95 корректируемыми бомбами. Таким образом, налицо несогласованность в проведении технической политики по развитию вооружения стратегической авиации.
В 2000 г. бывший начальник вооружения Вооруженных Сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов по поводу современных самолетов отметил (НВО № 26, 2000 г.), что, несмотря на их достоинства, которые демонстрируются на авиасалонах, их кувыркание в воздухе никому не нужно. Чувствуется, что эти слова генерал произнес сгоряча, имея в виду существенное отставание вооружений этих машин. В последние 15 лет проблеме вооружения российской авиации не уделяется должного внимания. Руководителям, ответственным за вооружение наших ВВС, пора пошевелить мозгами.
1.0x