№27 (711) от 4 июля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Тит
МОЛОКАНЕ — РУССКИЙ ФАКТОР
Уже описанные в нашей газете унизительные хождения русских молокан по высоким кабинетам столичных властей завершились, не дав никакого результата ("Завтра" № 33 за 2005 г). Выделенный молоканам участок земли в районе метро "Царицыно" так и не был передан общине. Ныне это место законсервировано, а ветхое и нежилое деревянное строение (бывшая ветлечебница) стремительно разрушается, грозя Москве очередным пожаром. Деревянный дом ждет своей участи, а молокан столичные чиновники по-прежнему водят за нос, предлагая им участки в промышленных зонах мегаполиса, в местах, куда, так сказать, "не ступала нога человека", в секторах, до которых добраться можно, лишь перебегая через рельсы, переползая по трубам или перепрыгивая через заборы с колючей проволокой. Впрочем, даже если туда попасть, строительство на этих "мэрских" территориях невозможно, ибо в земле проходят кабели и другие многочисленные коммуникации. Чиновники прекрасно осведомлены обо всем этом, но по-прежнему пытаются всучить религиозной общине заведомо неприемлемые варианты.
Поскольку речь идет не о чем-нибудь, а о московской земле, у данной проблемы существует свое финансовое, экономическое и даже мафиозное измерение. Когда молоканам был выделен первоначальный участок под двухэтажный молельный дом, решения о реконструкции Большого дворца в Царицыно еще не было. Дворец представлял собой живописную руину, а заросший участочек с бараком на окраине Москвы никого из сильных мира сего не интересовал. Потом ситуация изменилась: в заповедной зоне царицынского комплекса застучали отбойные молотки, а вся парковая и сопредельная с ним территория приобрела совершенно иной статус. Грунтовые дорожки парка забетонировали, дворец "восстановили", в округе возвели элитные конюшни и пару дорогих ресторанов. При таких раскладах близлежащие земли взлетели в цене, и о своих обязательствах перед молоканами московские чиновники, естественно, забыли напрочь.
Напомним, что Духовные христиане или молокане представляют многочисленное и укорененное в русской жизни и истории течение христиан-раскольников, возникшее в центральной России в конце XVII-начале XVIII вв. Близкие к беспоповцам молокане являют собой тип русского протестантизма, свое название выводят от проповеди апостола Петра, который возгласил: "Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение". Молокане отрицают принуждение к вере, практикуют крещение в сознательном возрасте, терпимо и неагрессивно относятся к другим христианским конфессиям, непримиримы к пьянству и курению, не приемлют разводы.
Кто-то может увидеть в действиях власти борьбу ортодоксов с раскольничеством. Но тогда почему количество синагог, мечетей, сайентологических студий, приемных иеговистов и американских религиозных центров зашкаливает все мыслимые пределы? Почему именно молоканам чинятся особые препятствия? На первый взгляд ответ прост: у молокан нет больших денег и нет достаточного влияния в столикой столице, напоминающей ныне древний Вавилон. Можно очень долго разбираться в "тонкостях" чиновничьей психологии и в финансовой ее подоплеке. Но экономическая конъюнктура, конфессиональные пристрастия — все это отодвигается на второй план, если взглянуть на проблему с точки зрения национального вопроса. А именно русского вопроса.
Молокане в позапрошлом веке, "выдавленные" из центральной России, организовали на краях Империи многочисленные поселения, в которых на протяжении столетий сохранялись крестьянский уклад жизни и живые ростки русской национальной традиции. Трагедия распада СССР и последующие за ней события вынудили молокан снова покинуть свои дома. Все молокане, живущие ныне в Москве и Московской области, — это русские люди, в последние годы вернувшиеся на родину из бывших советских республик.
Участок под свой молельный дом в Москве, где-то недалеко от метро или других видов общественного транспорта, — это то малое, что вернувшиеся соотечественники просят от власти, которая только на словах приветствует возвращения русских в центр своего этнического ядра. Московские молокане — это люди самых разных профессий: врачи, военные, строители и ученые. Они и их дети, несмотря на разрушительные условия мегаполиса, сохраняют основы строгой молоканской этики и главные житейские принципы, издавна принятые в их среде. Песни, поговорки, особый характерный язык — сохранились в молоканской среде.
Наличие места сбора, обретение своего дома, возникновение центра коммуникации — очень важный момент для сотен тысяч молокан, живущих в столичном регионе.
Молокане из Закавказья и Средней Азии переезжают, разумеется, не только в Москву. Многолюдные молоканские слободы появились в 90-годы в Ставропольском крае, в Белгородской и Тульской областях. Главы администраций населенных пунктов, приютивших молокан, очень довольны. Переселенцы возрождают сельское хозяйство, несут с собой высокую культуру быта и особый строй общественной жизни, подавая добрый пример, но не навязывая свои идеалы соседям.
Сегодня русские люди вообще, а особенно русские переселенцы из ближнего зарубежья, чувствуют себя в Москве, мягко говоря, не совсем комфортно. Этому масса причин, о которых можно говорить долго. Но игнорирование желания молокан иметь свой Дом в Москве — это, несомненно, часть общего процесса дерусификации столицы. По словам руководителей общины московских молокан, их обращение в газету "Завтра" и другие СМИ есть жест отчаянья.
Вероятно, если реакции московских властей в будущем не последует, то законопослушные и смиренные молокане вполне будут готовы пойти на публичные действия, что еще больше усложнит и запутает и без того сложную социально-политическую обстановку в столице.
1.0x