№25 (709) от 20 июня 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Коротышев
ОКНО В АЗИЮ
От нацпроектов — к федеральным целевым программам
Давно ли мы слышали речи о "вымирании" Дальнего Востока, "брошенного на произвол судьбы", о том, что деградация транспортной системы угрожает дезинтеграцией, распадом России на конгломераты территорий? Говорили об угрозе "ползучего заселения" Приморья нелегальными мигрантами из густонаселённых соседних государств, которые переходят границу, как в анекдоте, "небольшими группками по пять-шесть миллионов человек"… И вот оно, долгожданное русское чудо! Начинает реализоваться проект "Большого Владивостока" — возрождения российского Приморья.
План этот дерзок, как мечта, но невероятно реалистичен, поскольку подкреплён организационными решениями, нормативными документами и бюджетным финансированием. Проект "Большого Владивостока" можно сравнить со строительством Петром Великим в начале XVIII века новой, Северной столицы — Санкт-Петербурга. Тогда Европа была безусловным лидером мирового развития, куда Пётр решил "прорубить окно", создав город-порт на берегу Балтийского моря, чтобы провести модернизацию России. В наши дни, по мнению ряда учёных, вектор развития человечества постепенно смещается в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР): Европа уже утратила лидирующую роль, США и мировая валютная система, основанная на долларе, находятся на пороге колоссального кризиса и краха.
Пока еще высокое благосостояние "золотого миллиарда", "цивилизованного Запада" в значительной мере обусловлено пузырями валютных спекуляций и военной мощью США — стран НАТО. А стремительное развитие "мировой фабрики" — Китая, Индии, стран Юго-Восточной Азии — уже обеспечено ростом реальной экономики, производства продукции, напряжённым и всё более квалифицированным трудом "мирового пролетариата". Воистину, давно пришла пора для России "прорубать окно в Азию"!
На фоне стремительного развития "тихоокеанских тигров" и нарастания океанической мощи Китая деградация нашего Дальнего Востока выглядела трагическим тупиком истории, необъяснимым самоумерщвлением некогда гордого и великого народа. Не суждено ли Владивостоку, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом, стать в третьем тысячелетии "третьей столицей" России? Непосредственным поводом для обнародования программы развития Дальнего Востока стало сообщение о саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества, который запланировано провести во Владивостоке. В России, на дальневосточном Южно-Сахалинске, уже прошло в прошлом году заседание рабочей группы АТЭС по энергетике.
В XXI веке Приморье может стать коммуникативной площадкой взаимодействия субъектов Российской Федерации и стран АТР. Так, во всяком случае, объявил губернатор Приморского края Сергей Дарькин на прошлогоднем саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Ханое. С этой точки зрения проведение форума АТЭС в 2012 году в Приморье — перспективный шанс добиться усиления позиций России в АТР и укрепить статус Приморского края как точки роста всей России.
Сразу скажем, что к важному международному мероприятию, намеченному на 2012 год, не стали строить "потёмкинских деревень" или же просто возводить апартаменты для проживания и развлечений гостей. Саммит стал своеобразным "информационным поводом" для создания широкой, устремлённой в будущее программы реконструкции и развития Дальнего Востока, значение которой будет понято лишь годы спустя. Во всяком случае, проект давно обещанного строительства моста на остров Русский внезапно обрёл плоть и кровь и оказался поставлен на повестку дня.
Общий объём вложений в развитие региона может достигнуть 300 млрд. рублей. Очень неплохое, по-хозяйски дальновидное вложение "нефтегазовых" дол- ларов из Стабилизационного фонда! Формируются федеральные органы, которые будут распоряжаться этими колоссальными бюджетных средствами. Президент подписал указ о создании Государственной Комиссии по развитию Дальнего Востока во главе с премьер-министром РФ.
Владимир Путин также высказался за создание в правительстве особой структуры, которая бы постоянно занималась проблемами Дальнего Востока — возможно, это будет федеральное агентство или министерство. И на местном уровне вскоре, наверное, придётся создавать совещательный орган с участием строителей Приморья и Владивостока, чтобы координировать реализацию инвестицион- ных строительных проектов.
Собственно на подготовку Владивостока к саммиту АТЭС предусмотрено потратить 146 млрд. рублей. Из них 100 млрд. рублей будут выделены из федерального бюджета, 20 млрд. рублей — краевым, а остальные 26 млрд. рублей собраны с привлечением частных инвестиций. На эти-то деньги к 2012 году будут реконструированы взлетно-посадочная полоса и здание аэропорта Владивостока, построены пятизвездочные гостиничные комплексы, конгресс-холл на семь тысяч мест, которые необходимы для проведения крупного международного мероприятия.
Президент России Владимир Путин подчеркнул во время последнего посещения Владивостока, что проведение саммита АТЭС здесь — не самоцель, а одно из средств развития всего региона. Поэтому, кроме возведения сооружений для саммита, также будет проведено строительство третьей очереди водовода через Амурский залив, решены проблемы ливневой системы Владивостока, будет реанимирована "Пушкинская депрессия" — подземный водоносный горизонт, построены очистные сооружения на ТЭЦ-2, построены новые дороги, два моста, современный медицинский центр, театр оперы и балета. Проведение в 2012 году во Владивостоке саммита стран АТЭС стало своеобразным импульсом, фотовспышкой, которая одновременно и высветила, и ускорила работу по развитию Дальнего Востока, которая ведётся как на местном, так и на федеральном уровне.
Инвестиции требуются огромные потому, что развитие Владивостока наталкивается на ряд непростых препятствий — недостаток городской территории, трудности комплексного развития транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры. Эти сложности проявились ещё тридцать лет назад при составлении Генерального плана развития Владивостока, что ограничило "проектную вместимость" города тремя четвертями миллио- нов человек. В наши дни передача городу территорий военными позволяет увеличить численность жителей города как минимум до миллиона — миллиона двухсот тысяч жителей, но резервы застройки планировочных районов ограничены.
Характерна стоящая во всех крупных городах проблема развития транспортной инфраструктуры: уже сейчас Владивостоку необходима, кроме строительства мостов через бухту Золотой Рог, на остров Русский, коренная реконструкция ряда городских магистралей, подземные автостоянки и дублирующая магистраль "Проспект 100-летия Владивостока — улица Маковского", десяток автомобильных развязок. Эксперты считают, что это минимум, который даст возможность нормализовать транспортную ситуацию в городе.
Что касается перспективы превращения в мегаполис, то транспортная система города нуждается в намного более серьезной реконструкции и технологических новинках — монорельсовой и канатных дорогах, необходимых для пассажирских перевозок в условиях плотной застройки и сложного рельефа с большими перепадами высот. Без современной транспортной инфраструктуры значительный рост населения Владивостока может привести к параличу всей жизни города.
Правительством России были внесены соответствующие коррективы в Федеральную программу "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года". На строительство необходимой инфраструктуры Владивосток получит из федерального центра порядка 100 млрд. рублей — при том, что сегодня бюджет всего Приморского края составляет около 30 млрд. рублей. Большая часть средств будет направлена на развитие систем водоснабжения, канализации, строительство дорог и мостов — через бухту Золотой Рог и на остров Русский, аэропорта, а также новых жилых кварталов — около полумиллиона квадратных метров в бухте Патрокл.
На примере Владивостока можно будет увидеть, как признанный успешным опыт реализации национальных проектов под руководством первого вице-премьера Дмитрия Медведева преобразуется в привязанные к конкретным регионам и отраслям федеральные целевые программы.
Также намечены грандиозные планы развития дальневосточной промышленности, которые включают строительство атомной электростанции, алюминиевого производства, предприятий по нефтепереработке, портов Восточный, Находка и Козьмино. Строительство порта Козьмино, конечной точки нефтепровода Восточная Сибирь—Тихий океан, будет завершено в декабре 2008 года. Там соорудят современный причал, способный принимать танкеры на 300 000 тонн, который, в отличие от выносных пирсов, гарантирует экологическую безопасность. В Приморье будет сформирована Тихоокеанская национальная судоходная компания с государственным участием, что будет важным шагом по возвращению флага России в Мировой океан. Есть шансы, что новый "тихоокеанский дракон" будет иметь российское лицо.
Средства будут вкладываться и в развитие туристической индустрии. Разрабатывается проект кампуса федерального Тихоокеанского университета, а также проект спортивно-развлекательного центра "Синяя сопка" — комплекса с площадками для гольфа и горнолыжными трассами на тридцатом километре трассы Владивосток—Артем.
После посещения Владивостока Президентом России Владимиром Путиным в начале этого года была окончательно определена судьба острова Русский — он избран главным местом строительства нового города. До 1998 года остров безраздельно принадлежал Тихоокеанскому военно-морскому флоту. С 1934 года здесь располагался комплекс береговой обороны "Ворошиловская батарея", которая после расформирования в 1997 году стала филиалом Военно-исторического музея Тихоокеанского флота.
Сейчас на острове располагаются сто тридцать домов офицеров и членов их семей. К саммиту АТЭС в 2012 году здесь будет построен курорт мирового уровня с гостиницами и конгресс-холлом, а после завершения форума комплекс будет открыт для отдыха российских граждан как туристско-рекреационная зона. Помимо традиционных для побережья развлечений — рыбалки, отдыха у моря, рыбных ресторанов — проектируются киностудия, развлекательный парк "Союзмультфильм", музейный комплекс "Владивостокская крепость", крупнейший в Азии океанариум и, по слухам — дальневосточная резиденция Президента России.
Четверть бюджетных 100 млрд. рублей, предназначенных на реализацию скорректированного проекта развития Владивостока, будет потрачено на застройку острова Русский. Часть средств пойдёт на строительство моста через бухту Золотой Рог, который свяжет остров Русский с городом всепогодной, круглогодичной связью. Всю инфраструктуру придётся создавать заново — строить мосты, дороги, высоковольтные линии и электрические подстанции, прокладывать инженерные сети, возводить административные здания, жилье для обслуживающего персонала, и только потом обустраивать зоны развлечений и массового отдыха.
Еще раз подчеркнём: реконструкция и новое строительство во Владивостоке к саммиту АТЭС в 2012 году — только фрагмент, хотя и весьма показательный, демонстративная часть планов создания "Большого Владивостока". Городское жилищное и транспортное строительство, реконструкция инфраструктуры нового мегаполиса явно рассчитаны не под нынешнее население, которое на сегодня по всему Приморскому краю составляет около двух миллионов, а общее число жителей Дальнего Востока — семь миллионов человек.
Проект "Большой Владивосток" предусматривает увеличение населения региона: чтобы укрепить позиции России на Дальнем Востоке, возникнет новый большой мегаполис с населением в пять-семь миллионов человек. Резервы роста — не только в повышении рождаемости в условиях предстоящего стремительного роста условий и уровня жизни. Ставка делается на "русскую алию" — переселение в Приморье соотечественников, проживающих в европейской части страны и ближнем зарубежье. Край готов принять квалифицированных специалистов, нужных экономике, предоставить им жильё, гарантировать комфортные социальные условия — доступное медицинское обслуживание, школы, детские сады. Уже сейчас формируется список семей, которые уже в этом году переедут в Приморье.
Ясно, что цели подобных проектов самые высокие, но, чтобы не опростоволоситься и не дискредитировать благородные замыслы, нужны чёткий деловой расчет и строжайшая финансовая дисциплина. Так, проблемой стало участие иностранных компаний в торгах по возведению моста на остров Русский, которые "открывали" инвестиционный проект по развитию острова стоимостью около 130 млрд. рублей, рассчитанный на 15 лет. Говорят, что первые торги губернатор отменил из-за того, что в нём не участвовали зарубежные фирмы. Дескать, выполнять работы должны получить шанс ведущие фирмы мира — разумеется, с применением российских и, в частности, местных строительных материалов. Проекты развития буквально циклопические, выделяемых бюджетных средств и привлекаемых инвестиций должно хватить на всех. Без дополнительного привлечения рабочей силы, строительной техники в значительно больших объемах, чем прежде — а значит, и иностранных — похоже, не обойтись.
Естественно, что в строительстве объектов Приморья охотно поучаствовали бы немцы, французы, англичане, компании АТР. Не получится ли так, что, когда дело дойдет до реализации масштабных планов, во Владивосток придут крупные иностранные инвесторы и строительные компании, которые сильно потеснят местных? На этот счёт приморские застройщики особенно не нервничают. Взять, к примеру, трудности, связанные с необходимостью своевременно оформлять исполнительно-разрешительную документацию на объекты. Без этого освоить запланированные объемы строительства точно в срок невозможно. Откуда "понаехавшим" знать тутошние тонкости да ходы-выходы? Вникать самим — уйдёт уйма драгоценного времени. Так что ни одна строительная компания, российская или иностранная, сколько бы крупной и известной она ни была, без опыта и услуг "местных" всё равно не обойдётся.
Будем же надеяться, что задуманные планы развития российского Дальнего Востока будут воплощены, этот регион преодолеет отставание в развитии и превратится в действительно современный город, визитную карточку России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
1.0x