Авторский блог Редакция Завтра 03:00 29 мая 2007

ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ, ЕДИНАЯ НАЦИЯ

№22 (706) от 30 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Влад Смоленский
ЕДИНАЯ ЦЕРКОВЬ, ЕДИНАЯ НАЦИЯ

Подписание Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым и Первоиерархом Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром Акта о каноническом общении стало не просто знаковым событием религиозной жизни России, а событием, без всякого сомнения, историческим. Фактически этим актом была, наконец, завершена продолжавшаяся больше 80 лет гражданская война в России. Бескомпромиссное разделение на "красных" и "белых", нескончаемое противостояние, в котором обе стороны не жалели сил и энергии в борьбе друг против друга.
Ещё совсем недавно подписание этого Акта казалось просто невозможным. Десятилетиями непримиримые противники осыпали друг друга упрёками. "Соринок" в глазу друг друга найти можно было с избытком.
Все эти годы РПЦЗ обвиняла РПЦ в "сергианстве". Эти словом была названа политика церковно-политических компромиссов, начатая заместителем местоблюстителя патриаршего престола митрополитом (с 1943 г. — Патриархом) Сергием (Страгородским) (1925-1944), которая закончилась признанием коммунистической власти "властью от бога" со всеми вытекающими из этого последствиями. Для противников РПЦ апофеозом "сергианства" стало известное в истории РПЦ посещение Кремля, когда три митрополита во главе с заместителем местоблюстителя патриаршего престола митрополитом Сергием (Страгородским) (1867-1944) были приглашены на встречу со Сталиным. Встреча произошла 4 сентября 1943 г. ночью, в Московском Кремле. В ней принимали участие министр иностранных дел Вячеслав Молотов и генерал НКВД, курировавший деятельность РПЦ, Георгий Карпов.
Результатом этой встречи стала "легализация" деятельности РПЦ и созыв Архиерейского собора, который избрал 8 сентября 1943 г. открытым голосованием Сергия (Страгородского) Патриархом Московским и всея Руси.
При этом противники РПЦ особенно напирали на то, что лидеры РПЦ согласились на контроль за своей деятельностью со стороны "безбожной власти". Для этого был создан специальный орган — Совет по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР.(с 1965 г. Совет по делам религий при Совете Министров СССР.)
Постоянно муссировались слухи о том, что некоторые клирики и епископы РПЦ якобы являлись осведомителями, агентами КГБ, выполнявшими задания тайной полиции…
Но не меньше обвинений звучало и в сторону РПЦЗ.
Одно из самых тяжёлых — сотрудничество с Гитлером. Причём не отдельных клириков РПЦЗ, как это иногда пытаются представить, а именно РПЦЗ как структуры во главе с первоиерархом.
Через неделю после нападения Германии на СССР будущий архиепископ (а тогда архимандрит) Иоанн (Шаховской) писал в газете "Новое слово", издававшейся в Берлине: "Промысел избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая иноземную силу исполнить свое предначертание. Кровавая операция свержения III Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу..."
В пасхальном послании 1942 года митрополита Анастасия говорилось: "Настал день, ожидаемый им (Русским народом), и он ныне подлинно как бы воскресает из мертвых там, где мужественный германский меч успел рассечь его оковы... И древний Киев, и многострадальный Смоленск, и Псков светло торжествуют свое избавление как бы из самого ада преисподнего. Освобожденная часть Русского народа повсюду давно уже запела... "Христос воскресе!"
В октябре 1943 года в Вене под патронажем гитлеровцев проходит церковное совещание восьми архиереев Русской Зарубежной Церкви во главе с митрополитом Анастасием, которое объявило о "недействительности" ("неканоничности") избрания митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси, что, конечно, было направлено на подрыв духовной мощи Русского народа. С подачи нацистов в мае 1942 года возник так называемый "среднеевропейский митрополичий округ", включавший в себя большую часть православных приходов оккупированных территорий Европы и западных областей СССР.
Некоторые священнослужители Русской Зарубежной Церкви запятнали себя прямым благословением и власовской армии и подобных ей военных подразделений.
Но не только тёмными пятнами истории попрекали друг друга противники. Все эти годы не прекращались споры о том: можно ли причащаться мирянам РПЦ(МП), находящемся за границей в храмах РПЦЗ, если нет возможности сделать это в храме РПЦ(МП) и наоборот.
Анафемы, обвинения в экуменизме, открытие параллельных структур (миссионерская деятельность РПЦЗ на территории России, начатая еще в 1982 г. епископом Варнавой Каннским и получившая официальное признание на Архиерейском Соборе РПЦЗ 1990 г., после чего часть паствы РПЦ перешла в РПЦЗ ) и ещё очень многое, казалось, сделают ещё на столетия невозможным любые попытки сближения.
И вот 17 мая в Москве на амвоне храма Христа Спасителя был подписан Акт о каноническом общении Церквей.
Для этого перед алтарём были установлены стол и два кресла. Перед подписанием Акта Алексий Второй и митрополит Лавр облачились в праздничные одежды и ими была произнесена молитва о единстве Церкви.
Секретари встречных комиссий по переговорам огласили постановление Священного Синода РПЦ и Архиерейского Синода РПЦЗ об утверждении Акта. Протодьякон Владимир Назаркин огласил текст Акта.
Архидьякон Московского патриархата возгласил многолетие патриарху Алексию Второму, поименно членам Священного Синода РПЦ, митрополиту Лавру и поименно членам Архиерейского Синода РПЦЗ.
Затем протодьякон РПЦЗ возгласил второе многолетие богохранимой стране российской, а также всем православным христианам.
Значение этого события трудно переоценить. Каноническое объединение церквей знаменует не только окончание затянувшейся "холодной" гражданской войны, но и символизирует начало того процесса, который можно назвать новым собиранием Руси. Временем строительства "Пятой Империи". Каноническое единство позволит обеспечить столь нужное нам сейчас идеологическое и духовное единство русской нации.
После подписания Алексий Второй и митрополит Лавр обменялись братским лобзанием со словами: "Христос посреде нас! И есть и будет!"
Добавить к этому просто нечего…
1.0x