Авторский блог Александр Проханов 03:00 15 мая 2007

КОНТИНЕНТ ДУХА

№20 (704) от 16 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Александр Проханов
КОНТИНЕНТ ДУХА

В великолепной глазуновской галерее, среди его громадных огнедышащих полотен состоялась презентация двухтомника Ильи Сергеевича Глазунова "Россия распятая". Это два больших тяжелых, с золотыми обрезами фолианта, которые напоминают своей монументальностью священные тексты. По существу, мы имеем дело с целой Книгой Царств, которую предложил вниманию сегодняшней публики знаменитый живописец. Там, по крайней мере, три царства. Первое царство — это судьба и жизнь самого художника, так как он ее исповедует, как он ею делится с нами — от отроческих, юношеских лет, от нежных воспоминаний о своих родичах, о первых впечатлениях, связанных с искусством, с природой, с Ленинградом, до его путешествий по миру, где он встречался со знаменитостями, с великими европейскими артистами, философами и политиками. Это особый мир, особая судьба художника, который сумел пронести свою скрижаль, свой светоч в очень сложных, противоречивых, мучительных временах — то гонимый, то возносимый на вершину, искушенный в сложнейшей дипломатии, с помощью которой он соотносился с советским строем. Это уникальный путь художника, достигшего зрелости камергера.
Второе царство — своеобразная глазуновская трактовка истории России. Глазунов — особый историограф, отличающийся от Карамзина, Костомарова, Ключевского. Это личностный, парадоксальный, абсолютно глазуновский взгляд на русскую историю, в котором он смещает акценты, воздает должное поругаемым персонажам нашей истории, возвращает в пантеон великих сынов России тех русских лидеров, которые были посрамлены в исторических хрониках. Он идет по истории с таким зрячим посохом, как странник, бережно и драгоценно прикасаясь к камням и надгробиям родной культуры.
И третье царство — это судьба русской живописи, русского искусства, русской культуры. Через всю книгу идут переживания Глазунова, связанные с тем, как он ощущает себя частью этого огромного простора, этого великолепного царства, именуемого русской культурой. "Россия распятая" полна его замечаниями о художниках, иконах, парсунах, о живописи XVIII-XIX веков. Видно, что его творчество — это постоянный диалог с великими предшественниками.
Три этих царства, три реки сливаются в книге в единое море — море Ильи Глазунова, уникального художника, сохранившего свои святыни в этот мучительный век, когда испепелялись репутации, исчезали эстетики, громились целые литературные школы и пропадали бесследно.
Глазунов — это имперский художник, мыслящий категориями российской истории, российской государственности. Он один из немногих современных художников, кто ощущает себя императором русского искусства. Недаром презентация проходила среди этих великолепных картин, которые пылали, брызгали кровью, сочились слезами, бросали в зал лучи то багряно-красного, то дивно-золотистого цвета. Двигаясь среди глазуновских картин, можно отчетливо наблюдать все пять периодов российской истории, все пять империй, которые он запечатлел в своих картинах. Можно увидеть зарождение самой первой, еще дохристианской, первой русской империи в его работах, посвященных князю Святославу. Можно увидеть картины, где он трагически рассказал о конце первой Руси.
Далее рождение второй империи — Московского Царства, дивные картины, посвященные Сергию Радонежскому, и завершение этой империи — убийство царевича Дмитрия; грозная страшная картина царевича с перерезанным горлом, из которого сочится кровь, кровь не просто мученика, а исчезающей русской государственности.
Можно увидеть блеск петербуржского периода, третьей империи, империи Романовых, и ее завершение — чудовищное, страшное, кровавое, с разрушением колоколен, с глумлением комиссаров.
Затем картины с красными солдатами, отстаивающими независимость красной, сталинской России, всю муку и трагедию народа, бросившегося на эти страшные, идущие с запада полчища. Огромный цикл его работ посвящен крушению красной империи и превращению России в ужасное торжище, где с молотка продавались народные святыни, где торжествовал капитал, где фантасмагория горбачевско-ельцинского периода превратилась в кромешный русский ад.
И, наконец, в картинах Глазунова мы видим признаки рождения новой российской государственности — Пятой Империи русских. Его знаменитое полотно, где среди огня обнаженный по пояс юноша с автоматоми, Евангелием на фоне государственного знамени России, и девушка, как дева-Победа, возвещают о неизбежном становлении русской государственности. Глазунов является мыслителем, художником и провидцем, который за свою долгую жизнь вскормил и воспитал несколько поколений русских националистов, русских патриотов — политиков, художников, духовидцев. Все патриотические движения, которые складывались на протяжении последних сорока лет, не могли не окормляться Глазуновым.
Глазунов — это особое, ни на что не похожее явление, выпадающее за пределы чистой живописи. Глазунов, которого мы изучаем, открываем, которым не перестаем восхищаться, — настоящий континент духа.
Читая книгу "Россия распятая", хочу вспомнить слова столь любимого Глазуновым Александра Блока: "Такой любви и ненависти люди не выносят, какую я в себе ношу".

4 апреля 2024
18 апреля 2024
1.0x