Авторский блог Редакция Завтра 03:00 15 мая 2007

ЛОПУХИ И ТЮЛЬПАНЫ

№20 (704) от 16 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Георгий Гореловский
ЛОПУХИ И ТЮЛЬПАНЫ

В Псковской области в проведении административной реформы участвуют голландцы. Понимай, что Голландия и Псковщина — близнецы-братья. Всего и разницы, что у них сплошь тюльпаны, а у нас лопухи под крышу, а в остальном все одно к одному. А еще любят наезжать в качестве "учителей" датчане, шведы .
Зачем голландцы, зачем шведы — разве мы сами не умеем громить собственную деревню, не проходили? Да вот же, пожалуйста:
"Для ср. полосы Европ. части, для Урала и Сибири типично преобладание средних по величине поселений. Одна из задач социалистич. перестройки сел. расселения — его укрупнение. Обеспечение необходимых для социально-культурного развития условий и достижение рационального уровня обслуживания предполагает людность сел. поселений не ниже 1-2 тыс. Планомерно производится сселение в более крупные поселки, ликвидация расположенных и бесперспективных мелких и мельчайших (хуторов) поселений. Происходит процесс уравнивания культурно-бытовых условий жизни сел. и гор. поселений" (БСЭ, т. 24, 2-я кн., "Население").
Узнаете? Знакомо?.. Да почти слово в слово, что и "голландцы", и главное — смысл тот же. И если самое ключевое слово сейчас стыдливо умалчивается, то на практике эта самая ликвидация села идет невиданными темпами. И все под знаменем "улучшения и обеспечения", а теперь плюс ещё и рентабельности. В той же статье "Население" далее читаем:
"Для сел. расселения в Европейской части характерно возрастание людности деревень с С. на Ю. Особенно мелки сел. поселения на С.-З. СССР (напр., в Псковской обл. 61% сел. населения проживает в поселениях, имеющих 100 и менее жит.)".
А сколько же сельского населения проживало в Нечерноземье в поселениях с "людностью" менее 1-2 тыс. человек? Да практически все! Вся деревенская Россия предназначена к сносу и ликвидации... Чудовищно. Это уже не кабинетная наука, глядящая в облачка за окном, это наука подвальная, бункерная, здесь не тактический просчет — стратегический удар! И удар был нанесен по самому слабому, обессилевшему региону — по северной половине Центра, северо-западу и северу России, по Нечерноземью. Удар увяз, захлебнулся, но все же половина оставшегося населения была с корня сорвана, деревень же, бесперспективных, неудобных и некультурных, в числовом выражении гораздо больше половины уничтожено, заброшено, оставлено лесу и кустам вместе с окружающими их землями.
Что ни говори, а наше политиканство в сельском секторе имеет четкую линию, железную, убийственную для русской деревни логику. Сказав А, мы не заставили себя ждать ни с В, ни с С. Отказавшись в конце 20-х годов прошлого века от хуторов (русского фермерства), дававших основной вал зерна и поднявших, накормивших страну после трехлетней гражданской бойни, на рубеже 60-70-х годов мы признали ненужными, "не удобными" для жизни, хозяйственной и культурной деятельности и все малые деревни России. Даже типичное не остановило нас! Был взят курс на укрупнение, сливание хозяйств и, следовательно, сел — курс на ликвидацию...
Пришла пора новой перестройки... Ну как тут не воздеть руки к небу? Господи, да сколько же этих перестроек и "ломок уклада" уготовано народу нашему? Его, по сравнению с нынешним днем, в деревне тогда жило еще достаточно. Но мы сразу пустили в распыл совхозы и колхозы, не поддержав по сути, ни правом, ни финансами зарождавшееся было опять фермерство, задушив его чудовищными банковскими процентами, ценами на ГСМ и новую технику. Задушили и залили "Роялем" после трехгодичного горбачевского "чаепития". Опять просчет? Да кто ж в это поверит! Тут весьма и весьма определенная политика просматривается.
Когда правители действительно думают о народе и "дальнейшем развитии", они поступают иначе. Например, согласно столыпинской аграрной реформе, Государственный крестьянский банк (у нас о таком никто и не помышляет!) предоставлял 20-летний кредит, доходивший до 90% стоимости земли, под 4,5% годовых (!), и 1912 г. выдал 1168000000 рублей, в результате чего в 1914 г. более 80% пахотной земли в Европейской России, включая общинное землепользование, оказалось в руках крестьян. (Сейчас она в чьих руках, скажите мне?) Переселенцы же в Сибирь вообще избавлялись на первые годы от всяких налогов, получали в полную собственность 45 десятин земли.
Да что Столыпин! Если мы обратим взоры еще глубже в историю, в "темное" безграмотное средневековье, то даже там обнаружим куда больше и простой человеческой заботы о людях, и государственной дальновидности насчет "рационального расселения", нежели сегодня:
"В 13-15 вв. этот процесс (рост деревень и, следовательно, высвобождение земли из-под леса под пашню. — Г.Г.) осуществлялся в основном рус. крестьянами-общинниками, независимыми от феод. собственников. В дальнейшем, по мере вовлечения, значит, массы общинного крестьянства в сферу феод. зависимости, сами феодалы помогали развитию деревни: предоставляли крестьянам долгосрочные льготы, ссуды, "подмоги". Особенно активно насаждали новые и расширяли старые деревни, монастыри, а также крупное боярство" (БСЭ, т. 8, "Деревня").
Предоставляли и подмогали, насаждали и расширяли!.. А мы что делаем, отцы-руководители, медные лбы? Что мы делаем?.. Как тут не вспомнишь классика: "Был в древности народ, головотяпами именуемый, и жил он далеко на севере..." (Салтыков-Щедрин).
Мы теперь не муниципальную реформу проводим, а, выражаясь по-военному, делаем зачистку села... Да-с, уважаемые, "зачистку". Уже и ликвидировать ничего и никого не надо — все само собой, тихой сапой сошло на нет. Через 5-7 лет некого будет возить в новых "пазиках", некому будет платить ни по сто тысяч рублей, ни по пять, ни по тысяче за классное руководство. А придется, одним-двумя рейсами объехав каждый район, скидать оставшихся калек и пьянчужек в телегу да отвезти в теплую лечебницу. Или просто на выезде из города поставить полосатый шлагбаум и солдата с ружьем, чтобы никто из кустов со своими культурными запросами не выползал и сидел там тихо.
"Процесс старения населения после 2007 г. резко ускорился. В 2030 г. количество работающего насел, сравнялось с числом пенсионеров, а общая числен, насел, к 2050 г. снизилась до 83,6 млн. чел. Особенно тяжело демографический кризис отразился на сел. населении. Общий упадок сель.-хоз. производства привел к необратимому оттоку населения, в города. За 1998-2015 гг. из сел. местн. выехало, гл. образ, молодежи до 30 лет, около 4 млн. чел. — в поисках работы, в т.ч. за границу. Количество сел. ср. школ сократилось на 88,3%, неполных — на 52% и составило от общего числа по стране 7,6%.
Особенно пострадал регион т.н. Нечерноземья: Архангельская, Владимирская, Вологодская, Костромская, Новгородская, Псковская, Смоленская, Тверская, Ярославская — всего около 20 областей. В результате обезлюдения земли указ. областей вышли из сель.-хоз. оборота, а затем и банковского, и в наст. время образуют "Государственный фонд залежных земель". Оставшееся сел. население сосредоточено гл. образ вдоль транспортных магистралей и занимается огородничеством и мелкой торговлей. Электростанции и предприятия непрерывного цикла обслуживаются вахтовым методом. Резкое снижение доли сел. населения привело к общему ухудшению здоровья нации, обороноспособности страны (см. "Здравоохранение")". БРЭ, 2061, т. 8, "Население".
…И какой-нибудь патлатый дикий мужик поднимет голову из кустов, облизнет сухие губы и поманит к себе грязным ногтястым пальцем: "Подь-ка сюда, малец, подь поближе, а то я не слышу..."
1.0x