№18 (702) от 02 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Эдуард Крюков
СЧЕТОКРАТИЯ
Нож десятый: как управляют компроматом
Вовлекайте видных деятелей противника в преступные предприятия.
Сунь Цзы
Мы уже привыкли к формуле: "коррупция и организованная преступность — угроза национальной безопасности". Однако те, кто произносят эту формулу, возможно, сами не до конца осознают ее значение.
Видимо, одним из наиболее эффективных и опасных направлений использования "криминально-коррупционного оргоружия" является целевое воздействие на элитные группы атакуемой страны, вовлеченные в "сомнительные" экономические операции.
Возьмем такую актуальную проблему, как вывоз незаконно (или не вполне законно) нажитых в России капиталов за рубеж. Утверждения, что эти деньги ложатся в сейфы швейцарских (карибских, американских и т.д.) банков "мертвым грузом", — чаще всего, миф. "Бежавший" капитал проходит сложную процедуру "отмывания" и легализации.
Процесс легализации такого капитала — как правило, многократные покупки-продажи акций зарубежных компаний, предметов роскоши, произведений искусства, недвижимости, производственных активов. И именно сфера заграничной собственности и счетов в иностранных банках, возникающих в результате таких операций, — особо "лакома" для применения оргоружия.
Собственно, в наличии собственности за границей или счетов в иностранных банках нет ничего плохого. Для граждан западных стран это норма. Английский аристократ или американский промышленник вполне может иметь виллу на юге Франции или крупный пакет акций, например, бразильского банка.
Однако между странами Запада и Россией (а также большинством других "постсоветских" государств) есть принципиальное отличие. На Западе, где период "первоначального накопления" давно прошел, государство всегда может потребовать от гражданина объяснить происхождение его денег (включая зарубежные активы). И получить внятный и законопослушный ответ.
В России и других странах "нового капитализма" первоначальное накопление происходило с такими нарушениями законов и норм, что большинство капиталов имеет в глазах западной юстиции крайне сомнительное происхождение. А значит, обладатели этих капиталов изначально уязвимы для западных правоохранительных органов.
При этом тип и степень уязвимости русского, в принципе, не зависят от того, являются ли его зарубежные активы миллиардами долларов в банковских вкладах, виллами, яхтами и самолетами — или парой десятков тысяч долларов на счету и скромным домиком на Кипре. Тем более, что владелец домика, как правило, дорожит им даже больше, чем обладатели огромных поместий и миллиардных состояний. Эти-то все-таки имеют шансы "надежно припрятать" вполне круглую сумму, а владелец скромного домика в случае конфискации теряет практически все.
Уязвимость владельцев зарубежных активов "сомнительного происхождения" — оказывается одной из важнейших сфер применения оргоружия. И давно и активно используется нашими противниками.
Специалисты по современной мировой экономике хорошо знают, что переводы средств на приобретение собственности и активов через банки стран ЕС, США, Канады — жестко контролируются. И мгновенно влекут проверку происхождения средств правоохранительными и финансовыми органами.
Дело не только в западном предубеждении к выходцам из России и стран СНГ (хотя оно есть и нарастает). Дело в наличии эффективной полицейско-спецслужбистской "машины", которая всех граждан (в том числе, своих) регулярно проверяет с особым пристрастием. Кроме того, есть ряд операций, о которых банковские служащие по закону обязаны немедленно сообщить финансовым властям. Например, о снятии крупной суммы наличных с банковского счета.
Конечно, пока существуют зоны, в которые американская и европейская правоохранительная система широкого доступа не имеет. Это ряд стран Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Персидского залива, а также китайские особые экономические зоны (Гонконг, Макао и т.д.). Но неуязвимость от атак американцев и европейцев — не означает неуязвимости вообще. В первую очередь, от атак "партийно-спецслужбистских" структур набирающего мощь Китая.
Так возникает "оргоружейный" феномен, который уже довольно широко называют "счетократией". Его суть — в управлении мотивацией элитных групп и фигур угрозой конфискации зарубежных счетов и собственности.
Как утверждается, феномен "счетократии" ярко проявился на Украине в период "оранжевой революции" 2004 года. Угроза ареста счетов и собственности, лишения въездных виз и даже начала уголовного преследования, которую американские и европейские спонсоры "оранжевых" предъявили части украинской элиты, многих высокопоставленных украинских чиновников побудила к фактической капитуляции.
Конечно, сводить суть тех событий к "счетократическому" аргументу было бы неверно. Свою роль сыграли и нерешительность сторонников Януковича, и боязнь применить силу против "оранжевых", и внутренние раздоры в "антиоранжевой" команде, и многое другое. Но отрицать "фактор счетократии" также достаточно наивно.
Специалисты по украинской политике убеждены, что кнут "счетократии" применялся и применяется не только в отношении противников "оранжевых". Не исключено, что нынешний властный кризис на Украине, который был фактически инициирован Ю.Тимошенко, связан с давлением на "оранжевую пассионарию" во время поездки в США в начале 2007 года. Аргументом этого давления вполне мог быть ряд аспектов уголовного дела бывшего покровителя Тимошенко, экс-премьера Украины П.Лазаренко, позволяющих предъявить "оранжевой леди" "счетократические доводы".
Далее, нельзя не обратить внимание на совпадение по времени начала агрессии НАТО против Югославии и активной фазы так называемого "дела "Мабетекс" в 1999 году. Специалисты считают, что "раскрутка" в России и Швейцарии "счетократического" расследования взаимоотношений чиновников кремлевской администрации и компании "Мабетекс" — фактически парализовало активные действия Москвы против начала и эскалации войны. Не случайно был выбран и объект коррупционного скандала — компания "Мабетекс". Владелец этой швейцарской фирмы — косовский албанец Б.Паколли — был связан с кланом тогдашнего главы Югославии С.Милошевича. И расследование взаимоотношений Паколли с кремлевскими чиновниками могло вывести на свет неприглядные факты (в том числе — коррупционного характера) в отношении белградского руководства.
Да и ряд "странно-самоубийственных" действий Ходорковского в период развертывания его острого конфликта с российской властью — некоторые эксперты связывают с высокой зависимостью хозяев "ЮКОСа" от предъявляемых с Запада "счетократических аргументов".
Из сказанного можно сделать вывод: сомнительный с точки зрения закона (нередко — явно коррупционный) характер российского "первоначального накопления" и связанная с ним проблемность зарубежных активов российских граждан — представляют собой огромное поле возможностей для давления на наши элитные группы. И здесь стоит подчеркнуть, что именно сейчас, в преддверии крупных политических событий (выборных, и не только) 2007-2008 гг. опасность применения против России "счетократического оргоружия" резко возрастает.
Наивно полагать, что такое оргоружие изобретено в сугубо антироссийских целях. Что мешает его применить по зарубежным (российским, но и не только) центрам политической и финансовой поддержки различных американских элитных сил? Например, Республиканской и Демократической партии США?
В этой связи показателен международный скандал с "Bank of New York" (BОNY) в 1999 году. По форме это был антироссийский "счетократический" скандал. Однако цели его инициаторов были сложнее и "многослойнее". Не случайно его фигурантами стали не только бывший российский чиновник К.Кагаловский и его жена Н.Гурфинкель, но и весьма статусный топ-менеджер BОNY, представитель белоэмигрантских кругов князь В.Голицын, а также крупный международный бизнесмен Б.Раппопорт. А "линии отмывания коррупционных денег" в этом скандале его инициаторы сразу же направили к центрам Демпартии США.
Как утверждают эксперты, при этом, через "русский мафиозный след в BОNY", часть элиты Демпартии фактически "подвесили на компроматный крючок". А заодно и перенаправили к республиканцам определенные международные финансовые линии. И, опять-таки, вряд ли случайно то, что никто из топ-менеджеров BОNY не был посажен в тюрьму на длительные сроки, да и сам банк, по сути, "отделался легким испугом".
Подчеркнем, что 2008 год — это этап смены власти не только в России, но и в США. Поэтому "драка" между республиканцами и демократами (а также между враждующими внутрипартийными и межпартийными кланами) вряд ли будет менее острой, чем в 2000 году. А значит, ведущие американские элитные группы в союзе со своими российскими партнерами и контрагентами опять начнут вести предельно активную охоту на "базы поддержки" конкурирующих кланов.
И не исключено, что очередное "дело BОNY" снова станет "оргоружейным элементом" такой охоты. Ведь следы, ведущие в BОNY, обнаруживаются и в еще одном громком скандале, относящемся уже не к ельцинской, а к путинской эпохе, — в деле "Трех китов".
Говоря об угрозе применения против нас "счетократического оргоружия", не стоит ограничиваться рассмотрением возможных атак на Россию со стороны Запада. В нынешнем 2007 году, по мнению многих экспертов, неизбежно резкое обострение пока еще сравнительно мягкой "схватки" между США и КНР. Причем одним из главных полей этой схватки (в том числе, в сфере поставок энергоносителей) становится постсоветское пространство. И понятно, что китайские партийно-спецслужбистские инстанции не остановятся перед возможностью использования "счетократического оргоружия" против российских держателей счетов в гонконгских, малайских и сингапурских банках, добиваясь от них принятия нужных "Поднебесной" решений.
Если же "счетократическая" оргоружейная "война за постсоветское пространство" между США и Китаем развернется на полную мощность, она неизбежно и остро поляризует очень существенную часть российской властной и экономической элиты. В этих условиях какую-либо российскую стратегию и соответствующую элитную "рамку консенсуса" по поводу государственных интересов выработать будет почти невозможно. То есть, реализация такого сценария окажется мощнейшим импульсом к окончательной утере Россией государственной субъектности и суверенитета.
1.0x