№18 (702) от 02 мая 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Коротышев
БЫТЬ СОБОЙ
Государственный суверенитет России стал одной из главных тем последнего Послания Президента России Федеральному собранию. Впервые за горбачевско-ельцинские и ранне-средне-путинские годы, понятие суверенитета страны оказалось разносторонне наполнено реальным содержанием. Для начала Владимир Путин чётко сформулировал угрозы суверенитету России, которые могут сделать независимость страны формальной, а народ превратить из хозяина своей судьбы в объект "внешнего управления".
Были обозначены две главные "внешние угрозы" суверенитету страны: стремление зарубежных стран добиться односторонних преимуществ для себя на внешнеполитической арене и их попытки сформировать "пятую колонну" в России. Явным продолжением "мюнхенской речи", которую кое-кто попытался объявить "случайным, демонстративным жестом, прозвучали слова о "наших партнёрах", которые "используют сложившуюся ситуацию для наращивания возле наших границ системы военных баз", прямое обвинение США в том, что они "планируют разместить элементы противоракетной обороны в Чехии и Польше".
Путин чётко обозначил рост "потока денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела" — финансирования, под видом неправительственных организаций, "агентов влияния". Попытки "непрямого управления" ведутся, как и во времена колониализма, под благовидными лозунгами, только уже не "цивилизаторства", а "демократизаторства", "но цель одна — получение односторонних преимуществ и собственной выгоды, обеспечение собственных интересов". Удар пришёлся не в бровь, а в глаз, и зашипела кошка, которая знает, чьё мясо съела: на Западе за эти тезисы Послание назвали "ястребиным выступлением".
Но обозначить угрозу суверенитету страны мало, нужно определить его, суверенитета, позитивное внутреннее содержание, а именно — экономическую и социальную базу государственной самостоятельности. Ибо суверенитет без экономической и финансовой независимости — когда политическое руководство действует по указке извне, а капиталы безудержно утекают за бугор, а народ раскаляется в жажде кровавого бунта — сказки для доверчивых дурачков.
Как сказал Путин, базой для укрепления единства и суверенитета страны, фундаментом для постановки и решения масштабных задач может служить лишь материальное и культурное национальное богатство. Правда, в Послании не шло речи о балансе сил между отечественными и зарубежными собственниками в экономике страны или о росте государственного сектора. Зато впервые был однозначно поставлен вопрос о судьбе Стабфонда. Колоссальные средства, до сих пор хранившиеся в государственных и частных ценных бумагах США, Владимир Путин фактически потребовал вернуть в Россию, разделить на три части и заставить работать на внутренние нужды.
Доходы от экспорта нефти и газа должны в виде "Фонда будущих поколений" или "Фонда народного благосостояния" обеспечивать "проект развития" национальной инновационной экономики, социального-культурного подъёма. Это однозначный "срез" либерального монетаризма — переход от первоначального грабительски-приватизаторского накопления и виртуального складирования "нефтегазовых" долларов в Стабфонде к реальному накоплению производственного капитала. Обозначены задачи и определены размеры государственного финансирования научно- технических разработок завтрашнего дня, строительства новых высокотехнологичных производств, осуществления программы "ГОЭЛРО-2", реконструкции национальной транспортной системы.
Такое "капиталистическое накопление" в "натуральных" показателях означает не увеличение зарубежных счетов, элитной недвижимости, яхт и бриллиантов "эффективных собственников", а строительство в России новейших производств самой современной продукции, электростанций, транспортных магистралей. А значит — и рост числа рабочих мест, квалификации, реальных доходов работников, повышение образованности, культурного уровня и благосостояния наших соотечественников.
"Национальные проекты", о которых Путин сказал много бодрых слов, при всей недостаточности в существующем виде, в идеале, являются шагами к достижению внутренней социальной стабильности, столь важной для суверенитета. Программное бюджетное финансирование образования, здравоохранения, доступного жилья, сельского хозяйства, пенсионного обеспечения перечёркивает главную формулу современного капитализма: "рынок решает всё".
Впервые за всю историю "новой России" Президентом страны была обозначена задача планомерного государственного управления развитием производства и социальной сферы на средства бюджета. Потрафив на словах погребённому накануне Ельцину, Путин, создалось впечатление, жестко похоронил принципы "ельцинского рынка" — либерального монетаризма, унаследованного Кудриным и Грефом от Гайдара и Чубайса.
Возникают только вопросы: как и кем на деле будут выполняться поставленные задачи?
1.0x