Авторский блог Редакция Завтра 03:00 3 апреля 2007

«ЛОМОНОСОВЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН...»

№14 (698) от 04 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Комков:
«ЛОМОНОСОВЫМ ВХОД ВОСПРЕЩЁН...»
Президент Всероссийского фонда образования отвечает на вопросы «Завтра»
С президентом Всероссийского фонда образования, доктором педагогических и философских наук, академиком РАЕН Сергеем КОМКОВЫМ мы условились поговорить о едином государственном экзамене. Согласно только что принятому Госдумой закону его нынешней весной будут сдавать все школьники страны. Эти же экзамены становятся и вступительными.
Только разговор у нас пошел об "агонии русской школы". С таким докладом С.Комков выступил на недавнем Всемирном Русском Соборе, что вызвало очень широкий резонанс.
— Единый госэкзамен — это что! — усмехнулся Сергей Константинович в начале беседы. — Он всего лишь часть проводимой "модернизации образования". А она в свою очередь — фрагмент так называемого "Русского проекта", утвержденного в начале 90-х годов президентом Клинтоном и Конгрессом США. Цель этого плана — максимально очистить нашу страну от населения, стать хозяевами ее огромных территорий, превратить в сырьевой придаток. Несколько десятков миллионов "россиян", оставленных для работы в сырьевых отраслях и обслуживании новых хозяев, будут лишены всех гражданских, политических и социальных прав.
Проект подразумевал проведение в России ряда "реформ" — административной, военной, судебной, социальной сферы и т.п. И конечно — "образовательную", потому что "новый человек" порабощенной страны должен стать бессловесным придатком "трубы". Ему надлежит быть тупым исполнителем, лишенным знаний, образования, интеллекта и присущего русским людям духа сопротивления.
В соответствии с этим планом во все государственные органы РФ, администрацию президента, правительство, министерства, Госкомимущество были направлены американские консультанты и советники, которые и заняли там ключевые позиции. Иные сидят на своих местах до сих пор.
Поэтому не будем задавать вопрос: случайно или не случайно у нас министром обороны может стать вчерашний торговец мебелью. Или почему до сих пор нет закона о продовольственной безопасности страны, почему у населения отобрали все льготы, а у бюджетников и пенсионеров "доходы" ниже прожиточного минимума. Или для чего продавлены Земельный, Водный, Лесной и Жилищный кодексы. Да для того, чтобы отнять у людей саму основу их существования. Оттого утопили и орбитальную станцию "Мир" — зачем рабу пилотируемая космонавтика? Вот вам и ответ на вопрос, почему государствообразующий русский народ уменьшается почти миллион человек в год. Это и есть, как я считаю, "цель" реформ, о которой власти стыдливо умалчивают.
«ЗАВТРА». Из обрывочных сведений трудно понять, чего хотят "модернизаторы образования" во главе с министром А.Фурсенко?
С.К. Если кратко — оглупления нации. Низведения ее до уровня говорящего орудия. Дети простонародья должны получать в школе минимум специально отфильтрованных знаний. Ну а высшее образование сделают до такой степени дорогим, что оно станет по карману только олигархам и толстосумам. Из их сынков вырастят касту гауляйтеров, которые станут исполнять функции надсмотрщиков над основной массой населения.
В проект "модернизации образования" входит т.н. реструктуризация сельской школы. По мысли "реформаторов", все "малокомплектные школы" должны быть закрыты, а деревенских ребятишек нужно обучать в неких образовательных центрах, куда свозить их по программе "Школьный автобус".
Но мы — не Европа. У нас до 80% дорог вообще непригодны для проезда, а тем более в распутицу. Какая мать в дождь или метель отпустит своего ребенка? Дети начинают пропускать занятия или посещают их, как говорится, через пень-колоду. Где тут обещанное повышение качества обучения?
Во-вторых, если такая школа закроется, ребенка надо перевозить учиться в районный или областной центр, значит, он жить должен там где-то в интернате. Но это будет означать разрушение семьи изнутри. Родители тянутся поближе к сыну или дочери, а село остается без рабочих рук.
Сегодня здесь вообще происходят просто страшные вещи. Например, внедрение принципа нормативно-подушевого финансирования, когда "деньги идут вслед за учеником". То есть чем больше в школе учеников, тем больше она получит ассигнований. Это, я бы сказал, злой умысел, который ведет к умышленному разорению школы в деревне, в малых городах и поселках.
При этом никакого обещанного улучшения качества образования и повышения зарплаты педагогов не происходит. Все в точности до наоборот!
«ЗАВТРА». Вы можете это доказать?
С.К. Конечно. Я девять лет работал директором школы и знаю, что если в ней 20-30 учеников и на одного выделяют 600 рублей в месяц, то на зарплату учителю, материальную базу, содержание здания не останется ничего. Из-за безденежья деревенские школы закрываются, жизнь в этих селах умирает, они еще быстрее превращаются в призраки.
Даже в Москве учителя стремятся "напихать" в классы как можно больше учеников. Верхний предел не обозначен, вот почему в них сажают по 40 ребят. Но если с 25 учениками заниматься очень сложно, то с 30 — практически невозможно, а если их 40 — это полный ступор учебного процесса! Оптимальный вариант — 15 учеников в классе, вот тогда будет качественное обучение. Но тогда, согласно новым нормативам, школа разорится.
В этом году многие директора московских школ уже получили, как они их называют, "письма счастья" с настоятельными требованиями от централизованных бухгалтерий ликвидировать ряд ставок. Скажем, знакомому мне директору лицея уже предложили сократить организатора-физкультурника, психолога, социального работника, организатора внеклассной работы, преподавателя основ безопасности жизнедеятельности, информационно-вычислительной техники и 3-х сторожей.
И это после того, что вот уже много лет мы бьем тревогу по поводу растущей детской безнадзорности и беспризорности. Воспитанием у нас и без того занимается улица, которая быстро приобщает ребят к наркотикам, к алкоголю, табаку, организованной преступности и проституции.
Пресловутый "нормативно-подушевой метод" в системе образования приведет к появлению "мертвых душ". Или директора школы будут заниматься массовыми приписками, либо вымрут, как динозавры.
Закрытие "малокомплектных школ" стало оборачиваться разрушением всей сельской инфраструктуры. Исчезает очаг обучения, уезжают люди — на опустевшем месте появляются села-призраки. Тем не менее, с 1992 по 2005 годы в России было закрыто 10 тысяч деревенских школ. Процесс ликвидации идет со скоростью 600 в год. Для чего и для кого освобождаются огромные жизненные пространства? Для меня ответ очевиден.
«ЗАВТРА». Сергей Константинович, вы выступили противником единого госэкзамена с самого начала его появления в виде эксперимента. Почему?
С.К. Потому что его цель — снижение уровня и качества образования, инструмент для его перевода на платные рельсы.
Что такое ЕГЭ? Это замена устных и письменных экзаменов тестированием выпускников. По каждому предмету ребятам предлагают варианты ответов. Нужно только "угадать" правильный из них и поставить против него "галочку". Так можно набрать до 100 баллов, при этом выпускные экзамены одновременно являются приемными в вуз. Абитуриент, набравший проходное количество баллов, отсылает свой сертификат в понравившийся ему институт, куда его и благополучно зачисляют.
Начнем с того, что внедрение ЕГЭ в корне переворачивает не только весь процесс воспитания, обучения, но и психологию школьников. Они теперь прекрасно сознают: учиться больше не надо, надо лишь суметь на госэкзамене правильно "угадать". Да и сами учителя вольно или невольно нацеливаются на банальное натаскивание.
Понимаете, нормальному вузу нужен не просто парень с "отличным" сертификатом. Ему нужно знать, верно ли он выбрал профессию, способен ли к обучению. Вот почему там на первое место ставят творческий конкурс и собеседование.
Тестовая форма оценки отсеивает от институтов самых талантливых ребят, имеющих творческое воображение и нешаблонное мышление. Они-то очень тяжело справляются с тестированием. Ни Ломоносов, ни Пушкин, ни Менделеев ЕГЭ бы не сдали. Об этом много раз говорил ректор МГУ Виктор Садовничий, который категорически выступил против введения "единого" в стенах университета.
«ЗАВТРА». Но я слышал, что ЕГЭ позволяет искоренить вузовскую коррупцию.
С.К.Это один из мифов, который распространяют его "внедрители". Дескать, когда "баллы решают все", незачем давать "на лапу" членам приемных комиссий. На деле для взяточников открываются новые лазейки. Мы уже получили в этом году массу сигналов, как специально подобранные учителя решали задания по ЕГЭ для школьников, чьи родители за плату "заказали" нужные баллы. Тем самым мы со школьной скамьи начинаем уродовать души школьников, приучая их к ловкачеству. Уже известны и тарифы: по рассказам родителей и учителей, за выполнение 100-бального экзамена надо выложить примерно 2000 у.е. Так что начинается соревнование не знаний, а кошельков.
Еще один миф. Мол, теперь ребенок из самой глухой деревеньки, юрты или аймака может поступить в самый престижный московский институт. У вуза, получившего от абитуриентов сотни сертификатов, появляется выбор. Вот вам новая коррупционная дыра: всегда можно содрать приличный куш с родителей абитуриента, желающего быть зачисленным. Куда уходит часть этой суммы, лично я догадываюсь.
Но допустим, даже если ребенок бедных родителей самым честным путем получил 100-бальный сертификат, он должен в московском вузе на что-то существовать. Стипендии в 700-900 рублей ему хватит на то, чтобы два-три раза пообедать. Общежитий нет, значит надо платить за комнату или вскладчину за квартиру, минимум, несколько тысяч рублей в месяц. Но еще нужны деньги на питание, одежду учебники, транспорт, кино или театр. Это выливается в такую крупную сумму, что часть "отличников" сразу переводится на заочное отделение.
Сегодня до 60% студентов-очников вынуждены работать, и нам говорят, как это здорово. Ничего хорошего в этом нет. Если парень учится на физика, а вынужден пропускать занятия, чтобы заработать на хлеб, какие знания он получит? Особенно когда торгует в лотке джинсами? А что ждет его потом, когда он получит диплом о высшем образовании? Чаще всего — биржа труда и безработица.
«ЗАВТРА». Не так давно вы обратились в Генпрокуратуру с просьбой выяснить "коррупционную составляющую единого госэкзамена". Чем это вызвано?
С.К. Тем, что ЕГЭ стал отличной кормушкой для всех причастных к нему толкачей. Его внедрение идет с 2001 года. В последние три года только за счет федеральной целевой программы "Развитие образования в России" на его проведение из госбюджета ежегодно выделялось примерно по 50 млн. долларов. Причем часть средств, например, идет в коммерческую структуру "КРОК инкорпорейтед". Она прославилась тем, что продает свои компьютерные программы с вариантами сдачи экзаменов по цене 100 тысяч долларов за диск.
Представляете? Любая, самая "навороченная" программа "Майкрософт" стоит не более 10-12 тысяч долларов. Это наводит на мысль, что в цену дисков закладываются пресловутые "откаты", которые затем возвращаются выбравшим эту фирму благодетелям из министерства.
Хотел бы я посмотреть на реакцию американского Конгресса, которому доложили, что за счет бюджетных средств, предусмотренных на развитие образования, профинансированы частные лавочки, печатающие бланки для тестов. Этих "ловких людей" затаскали бы по судам и прокуратурам, но в конечном итоге заставили бы возместить ущерб. А у нас? Тратили каждый год почти миллиард казенных рублей на "эксперименты" — и как с гуся вода.
Никто не отчитался за потраченные миллиарды, никто не подвел итог "эксперимента" по протаскиванию во всех смыслах ущербного ЕГЭ, никто не доказал его пользы. Но чтобы покрыть все хищения и злоупотребления, и постарались побыстрее протащить закон о распространении единого госэкзамена на все школы страны. По той самой логике, что победителей не судят.
При недавнем голосовании в Госдуме депутаты оппозиции категорически выступили против. Однако "единороссы" большинством продавили законопроект — как видно, не задумывались, что стали фактическими соучастниками преступления.
Теперь воровать будут "официально". Ведь по сообщению замминистра Д.Ливанова, отныне "затраты из федерального бюджета на проведение ЕГЭ составят около 330 миллионов рублей в год". И еще регионы должны будут раскошеливаться на 5 млн.руб. У нас что — совсем деньги некуда деть? Что и говорить — хороша кормушка! К сожалению, ответа из Генпрокуратуры я пока не получил.
«ЗАВТРА». Сергей Константинович, как вы оцениваете национальные проекты, в частности, проект "Образование"?
С.К.Ну ведь уже сказано-пересказано, что никакими "проектами" — тем более национальными — эти затеи не являются. Налицо суета вокруг дележки некоторой части "нефтяных денег" после того, как львиную их долю перевели в Стабилизационный фонд и спрятали за границей.
Согласитесь, прежде всего, должна быть провозглашена идеология каждого "приоритета", определены задачи, цели, конечный результат, набор средств, с помощью которых их можно достичь. Ничего этого нам этого не назвали. При этом сама поддержка "нацпроектов", по словам президента В.Путина, занимает всего 5-7% общего финансирования этих отраслей.
Если говорить об "Образовании", то ему вообще достались крохи. И это при том, что бюджетные ассигнования на него сами по себе крайне малы. Господин Кудрин отпускает на нее чуть больше 4% бюджета. В то время как ведущие европейские страны тратят на него не менее 8%. А бывшая колония Российской империи — Финляндия — и вовсе 16,4%.
То, что в рамках "нацпроекта" лучшим школам предусмотрены выплаты грантов, а учителям доплаты за "классное руководство" — это хорошо. Но критерия, по которому определяется лучший учитель, нет. Поэтому Мария Ивановна, которая вкалывает рядом с Марией Петровной, не понимает, почему та получила 100 тысяч рублей, а она нет. И эта несчастная "победительница" становится в педагогическом коллективе персоной нон грата.
Тот же раздрай при выборе лучшей школы, которой выплачивают миллион рублей. Все они работают в одинаково плохих условиях и изо всех сил борются за свое выживание. И понятно, что директора начинают волком смотреть на новоявленного "миллионера". Поэтому эти деньги только ссорят между собой руководителей школьных коллективов.
Суть-то образовательного нацпроекта, как мне представляется, должна заключаться вовсе не в жлобских подачках учителям, школам и вузам. Нужно сначала выровнять все высшие и средние учебные по материальному обеспечению. Чтобы они были оснащены полным набором предметов и оборудования и, конечно же, укомплектованы учителями и преподавателями. При этом каждый из них должен получать не нынешнюю нищенски-унизительную, а зарплату, которой бы хватало на жизнь. Сейчас — не хватает.
А пока я думаю о том, как остановить агонию русской школы. Как достучаться до руководства страны, чтобы оно не сокращало, а увеличивало число бюджетных мест в вузах, особенно на педагогические специальности. Как сделать так, чтобы юноши и девушки охотно шли учиться на учителей без риска остаться безработными или получать потом нищенские оклады.
Я думаю о том, что без качественного образования у России нет будущего...
Беседовал Александр Головенко
1.0x