№14 (698) от 04 апреля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Михаил Зотов
БРАТЬ БАНК В СОЮЗНИКИ
Проект Пятой империи привлекателен. Встает образ наследницы Красной сверхдержавы, СССР. Государства, экономика которого будет построена на новейших достижениях науки и техники. Да, любой созидательный проект, альтернативный нынешнему откровенному прозябанию России, способен объединить народ. Но без построения новой банковской системы Пятая империя рискует остаться всего лишь несбыточной мечтой.
МЕЧТА С ОПОРОЙ НА КРЕДИТ
Нам опять нужно искать свою дорогу в будущее, преодолевая словесный блуд времен Ельцина и нынешних Грефов—Кудриных. А для этого, помимо "Общего дела" (по меткому выражению А.Проханова), нужны еще и средства.
Я всю жизнь (с 1936 года) имел дело с деньгами, был и остаюсь профессиональным финансистом. Судьбы целых народов и государств во многом зависели и зависят от финансов, денежного обращения, состояния банковской системы. Цены, деньги, финансы, кредит буквально пронизывают все сферы и области экономической жизни. Они служат не только своеобразными индикаторами положения дел в народном хозяйстве, но и действительными рычагами управления социально-экономическими процессами.
Сравнительно безоблачное правление Владимира Владимировича не есть следствие экономических успехов и развития народного хозяйства. Оно порождено небывалым ростом мировых цен на сырьевые ресурсы — нефть, газ, металлы, удобрения. Поток долларов из-за рубежа, уплаченных за невосполнимые ресурсы страны, позволил немного увеличить пенсии, зарплаты, вовремя выплачивать их. Составляющая "халявных" долларов в экономическом росте, по данным РАН, от 50% до 70%. Но когда схлынет приливная волна цен на мировых рынках, мы увидим очередной экономический спад. Пора браться за дело.
Любые перемены и реформы только тогда успешны, когда предваряются принципиальными изменениями в денежно-финансовой сфере, структурными преобразованиями в сферах денежного обращения, кредита и цен. Могучая, животворная сила финансов в том и состоит, что именно с них начинается возрождение экономики. Даже практически полностью разрушенной, как было после Февральской и Великой Октябрьской революций и гражданской войны. Именно с помощью правильной кредитно-финансовой политики был создан великий и могучий Советский Союз. Вот и Пятую империю невозможно создать без финансовых рычагов.
На пятом году правления российский президент В.Путин признал: "Мы слабы, мы коррумпированы, нас бьют". А что дальше? С высоких трибун нам твердят, что Россия должна стать великой, конкурентоспособной, выходить на мировой рынок не только с сырьем, но и с продукцией высоких технологий. Истина эта банальна, как дважды два, в стране, которая еще 15 лет назад была одним из двух главных центров науки и высоких технологий. Примеров тому тьма. Приведу лишь один. Еще в 1990-м году наши гражданские самолеты контролировали 30% пассажирских и грузовых перевозок в мире. И так по многим позициям. Сейчас же нас уже не только с мирового, но и внутреннего рынка вышибли. Все призывы власти "встать, восстать и возродиться" — пока лишь риторика. Сначала необходимо создать банковскую систему эпохи роста и развития. Взамен нынешней, неполноценной.
Как отмечалось на недавней встрече президента РФ с банкирами в Новосибирске и на президиуме Госсовета, банковская система в нашей стране не получила нужного развития и не служит тем важным рычагом, что в силах обеспечить стабилизацию экономического развития и решение социальных проблем.Позитивное развитие отечественной экономики, к сожалению, не привело к возникновению мощной прослойки "частных инвесторов". Пока только 1,9% граждан РФ за последние два года совершили разного рода операции на фондовом рынке.По данным опросов Фонда общественного мнения, 43,4% жителей РФ не обладает совершенно никакими "финансовыми потоками". Около 60 миллионов наших граждан не охвачены банковскими услугами. То есть их деньги не работают на экономику страны. Это очень серьезный тормоз в развитии РФ.
Президент РФ в своем выступлении привел такие данные: "В России на 100 тыс. населения приходится в среднем всего 11 банковских отделений. Это в разы меньше, чем в США, Франции, Италии и многих других европейских странах. Причем около 57% банковских учреждений находится в Москве. А если учитывать наличие разветвленной банковской сети в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, то в двух регионах количество банковских учреждений будет составлять более 62%. А если учитывать объем акционерного и собственного капитала, то до 80% его концентрируется в Москве и Санкт-Петербурге". Естественно, даже те регионы, которые располагают всеми могучими природными богатствами: нефтью, лесом, черной и цветной металлургией, находящимися за Уралом и в Северо-западном регионе нашей страны — не в состоянии в полной мере использовать важнейшие рычаги банковской системы.
Когда правительство занялось решением важных социально-экономических планов из посланий президента РФ, банковская система должна была активно включиться в реализацию этих национальных программ. Также необходимо обеспечить рост инвестиций в модернизацию таких важнейших отраслей, как машиностроение, электронная промышленность, химическая индустрия и ряд других отраслей народного хозяйства. И еще нужно вливание денег в развитие инноваций — новых технологий. Но этого не случилось. Значит, должна произойти коренная перестройка банковской системы. А есть ли она в РФ? Нет! Вместо нее существуют отдельные разрозненные банки. А для решения важнейших проблем необходима именно система.
Как ее построить?
ФИНАНСОВАЯ КОЛЫБЕЛЬ ИМПЕРИИ
Возьмем для этого Северо-Западный регион (СЗР). Санкт-Петербург и СЗР в силу своих возможностей могут стать полигоном развития новых технологий, эпицентром технического прогресса. Санкт-Петербург должен вернуть себе былую славу центра технического прогресса. Здесь все еще есть большой производственный комплекс, научный потенциал, квалифицированные рабочие, высокая культура и образование. Вот район, что по праву считается одним из самых перспективных с точки зрения инвестирования, инновационного развития и концентрации финансовых ресурсов. Налицо выгодное географическое положение СЗР, его близость к границам ряда европейских государств. Есть здесь богатые природные ресурсы, сравнительно хорошо развитая транспортная инфраструктура, включающая как естественные (речные, озерные и морские пути), так и искусственные транспортные артерии: железные дороги, автомагистрали, речные и морские каналы и аэропорты.
Именно здесь и нужно строить банковскую систему нового типа! Ее основой может стать Государственный Банк Северо-Западного региона, входящий в общую систему Центробанка Российской Федерации. При этом сохраняются государственные банки в таких городах и областях этого региона, как Санкт-Петербург, Архангельск, Мурманск, Ленинградская область, Карелия, Вологда, Псков, Новгород.
Далее, ради концентрации капиталов нужно создать ряд банковских консорциумов:
— консорциум общего машиностроения;
— консорциум энергетического, тяжелого и судостроительного машиностроения;
— консорциум металлургической, химической и лесной промышленности.
Считаем целесообразным иметь банк по кредитованию и финансированию инноваций и научно-исследовательских институтов, а также по кредитованию и финансированию геологических работ.
Параллельно создается сеть коммерческих банков, призванных оказывать финансовые услуги населению СЗ-региона. Целесообразно развитие таких направлений, как кредитование и финансирование предприятий легкой и пищевой промышленности, малого и среднего бизнеса.
Безусловно, центром Северо-Западного региона должен стать Санкт-Петербург, Государственный Банк которого, совместно с другими банками региона, должен управлять денежными потоками, обеспечивать целенаправленность в кредитовании, осуществлять жесткий контроль за целевым использованием любых средств: бюджетных, внебюджетных и т.д. Также должна быть создана сеть сберегательных касс.Еще нам необходимо создать Банк развития и реконструкции для обслуживания преимущественно предприятий оборонной промышленности.
О СПЕЦИФИКЕ МАКРОРЕГИОНОВ
Примерно такую же банковскую структуру необходимо создать и в других макрорегионах.
Например, в Центральном промышленной районе (ЦПР) с учетом его специфики и специфики тех банков, что войдут в структуру ЦПР. Центром его будет Москва. В Северокавказском регионе центром становится Ростов-на-Дону. В состав СКР войдут Ростов, Краснодар, Ставрополь, Чеченская и Ингушская республики и другие. Далее нужна финансовая организация Волжского региона с центром в Самаре. В него войдут: Самарская, Горьковская, Волгоградская, Оренбургская, Пензенская и Саратовская области, Татарская и Башкирская республики.
Неизбежно создание Уральского госбанка в Уральском регионе, куда будут входить: Южный Урал, Средний Урал, Пермь, Тюмень.
Опорный госбанк в Западно-Сибирском регионе охватит Омскую, Томскую области, Туву, Тюмень, Новосибирск и Красноярск.
Следующий регион — Дальневосточный с центром во Владивостоке.
Таким образом, необходимо создание и развитие коммерческих банков, которые смогут обслуживать малый и средний бизнес и другие направления. Например, развитие домашнего бизнеса и т.д. Бесспорно, государственные банки в макрорегионах будут обобщать всю систему и обеспечивать целенаправленное кредитование и финансирование, а также строго контролировать использование оборотных средств и денег, идущих на капитальное строительство. Они же совместно с коммерческими и акционерными банками будут обеспечивать мобилизацию средств для решения стратегических макрорегиональных задач.
СЕЛЬСКИЕ ФИНАНСЫ: ОСОБАЯ "ПЕСНЯ"
Система банков на селе должна быть иной.
Прежде всего необходим Кооперативный банк с соответствующими подразделениями в областных центрах;
— районные кредитные ассоциации;
— кредитные кооперации на селе;
— ассоциации ссудно-сберегательных касс;
— строительные сберкассы.
И, бесспорно, должен возникнуть Государственный Сельскохозяйственный банк в центре, а в регионах — областные Сельхозбанки. Низовая сеть Сельхозбанков — филиалы, отделения, уполномоченные организации по лизинговым и венчурным направлениям для предприятий сельского хозяйства. И кроме этого, должна быть потребительская кооперация, которая должна заниматься обеспечением заготовок сельхозпродукции и обеспечением сельского населения товарами народного потребления.
Необходимо развивать и другие направления, присущие аграрной финансовой структуре. Без сомнения, должны быть созданы региональные центры строительных организаций. Именно они обеспечат развитие стройиндустрии, а также строительство предприятий по переработке сельхозпродукции.
Главной целью должно стать строительство на селе. Особо большое значение должно придаваться строительству жилья и объектов социально-культурного значения — школам, больницам и т.д. В связи с этим целесообразно поручить Госстрою разработать типовую специальную программу использования средств, что отпускаются государством, и собственных средств предприятий агросектора для подъема экономики сельского хозяйства.
НЕОБХОДИМЫЕ РЕФОРМЫ
Но наши усилия пойдут прахом, если мы не разработаем систему, которая позволит охватывать информацией все экономические процессы того или другого района и обобщать полученные данные в целом по стране. Не вернуться ли нам к вопросу о создании Научно-исследовательского института банковской системы? Такая попытка предпринималась в конце 1980-х, но, к сожалению, такой НИИ затем ликвидировали.
Не имея информации, мы не сможем вести правильную политику. Сегодня власти РФ, по сути, слепы.Нынешние банки предоставляют в различные инстанции более 90 видов отчетности и информации. Власти буквально "тонут" в таком потоке сведений. А ведь их надо обобщать и анализировать!
Не обойтись нам и без реформ в системе контроля за работой банков. Сегодня контролеров — хоть пруд пруди. Имеются ревизионные комиссии и органы внутреннего контроля, но деятельность их неэффективна. Необходимо, чтобы этот аппарат непосредственно подчинялся наблюдательным советам банков и не был зависим от руководства банка. Кроме этого, в течение года каждый банк несколько раз подвергается проверкам Центробанка, налоговых органов и других инстанций. Ревизионная комиссия акционерного банка и аппарат внутреннего контроля должны работать в контакте. Думаю, надо поручить гипотетическому Научно-исследовательскому институту банковской системы разработать методологию постановки аналитической и информационной работы в банках.
Наблюдательный совет — надстроечная организация над правлением банка, в том числе и центральным. В него входят крупные кредиторы, заметные политки, финансисты, юристы и ученые.
Будучи, по сути, общественной организацией, НС имеет право контроля над деятельностью банка, может предлагать кадровые и другие изменения, возбуждать уголовные дела по финансовым злоупотреблениям. К сожалению, наблюдательные банковские советы в РФ не имеют еще авторитета, опыта, накопленного в других странах с мощными банковскими системами. Сейчас они очень мало влияют на деятельность банков.
На наш взгляд, нет необходимости иметь и такую структуру, как нынешний Национальный банковский совет во главе с министром финансов А.Кудриным. За все время его существования банкиры не узрели полезности в укреплении банковской системы. Поэтому должна быть повышена ответственность Правления Центробанка и банковских наблюдательных советов за выполнение решений и постановлений правительства, нормативных документов ЦБ РФ. К тому же, в сегодняшний Национальный Банковский Совет входят лица, задействованные в других инстанциях. К примеру, министр финансов, председатель Центрального Банка РФ или, например, глава Союза промышленников и предпринимателей, либерал А.Шохин, который выступает постоянным членом многих политических структур. Вряд ли это может принести пользу — ведь эти люди и так перегружены своей непосредственной работой. К тому же, и ее они делают с массой ошибок! Поэтому нынешний НБС можно со спокойной душой распустить. Построить нормальную банковскую систему страны он не может по определению.
Для создания банковской системы новой Империи мы должны решить проблему кадров. В последние годы стране остро не хватает компетентных специалистов.
На первый взгляд в РФ есть немало академий, занятых подготовкой кадров по экономическим направлениям: Академия им. Плеханова, Финансовая академия при правительстве РФ, Московский Государственный университет с мощным экономическим факультетом. Но, увы, зачастую они далеки от тех практических задач, которые стоят перед страной в части развития и укрепления банковской системы, а также в такой важной области, как развитие денежной системы.
Сделав все это, мы построим новую, полноценную банковскую систему. И тогда наши мечты и планы о новой сверхдержаве смогут воплотиться в жизнь.
ДОСЬЕ:
Михаил Семенович Зотов. Родился в 1915 году. Свою карьеру молодой выпускник Самарского планово-экономического института начал управляющим в районном поселке Кегень (Казахстан). В 1938 г. возглавил ревизионную службу Правления Госбанка СССР при казахской конторе Госбанка СССР. На фронт пошел добровольцем, защищал Москву в составе легендарной 316-й Панфиловской дивизия, вскоре ставшей 8-й гвардейской. В 1945 г. М.С.Зотов — заместитель управляющего Московской городской конторы Госбанка. С 1946 г. — начальник управления кассовых операций Госбанка СССР. С 1950 г. — управляющий одной из самых крупных контор Госбанка — Ленинградской. С 1954 г. — заместитель Председателя Правления Госбанка. В 1959 г. создает и возглавляет Российскую республиканскую контору Госбанка СССР, по сути дела, самостоятельный банк РСФСР. С 1973 г. — Председатель Правления Стройбанка СССР. По инициативе М.С. Зотова было начато создание инновационных и коммерческих банков в Москве и Ленинграде.
Целью преобразований в банковской системе во время перехода экономики на рыночные рельсы М.С.Зотов видел в сочетании государственного регулирования и плановых начал с частной инициативой и предприимчивостью в развитии бизнеса, опирающегося на мощную банковскую систему, способную кредитовать рост производства и промышленных товаров в рамках разумного ссудного процента. Но Михаил Семенович не предполагал, как и большинство из нас, что "перестройка", провозглашенный плановый переход на рыночную модель экономики, окажется лишь дымовой завесой, прикрывающей уничтожение идеологического, политического и экономического устройства СССР.
По сей день работает советником в ТЕМП-банке. Продолжает бороться за создание мощной банковской системы как основы возрождения.
Материал подготовил Максим Калашников
1.0x