Авторский блог Алексей Шорохов 03:00 27 марта 2007

РАЗМЫШЛЯЯ ОБ «ОСНОВАХ...»

№13 (697) от 28 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Алексей Шорохов
РАЗМЫШЛЯЯ ОБ «ОСНОВАХ...»

На минувших Рождественских Чтениях, как никогда, твёрдо и чётко прозвучал голос чиноначалия Русской Православной Церкви по одному из самых острых вопросов современности: "Основам православной культуры" быть в системе российского образования! Недвусмысленно эту убеждённость продемонстрировал патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ещё более категоричными были комментарии пресс-службы Московского патриархата. Время, когда церковные иерархи весьма сдержанно отзывались о перспективах православного просвещения в светской школе, прошло. Своего рода рубикон, отделявший постсоветское общество от России будущего, был пройден вместе с фильмом "Остров". И то, что именно "Остров" стал главным событием не только года, но и всего кинодесятилетия означает лишь одно: подавляющее большинство жителей России хотят быть русскими и православными.
Не случайно главная телевизионная пушка страны, до сих пор лупившая либеральной картечью по красно-коричневым воробьям, нарисованным по углам студии — товарищ Познер — медленно и со скрипом разворачивается в сторону жизни. Поздно, товарищ Познер! Напрасно оскоромились! "Времена" уже не те, нельзя поймать в прицел видеокамеры "Основы православной культуры"! Из-за них вырастают Гоголь и Достоевский, Чехов и Булгаков, Тютчев и Розанов и, как в страшном сне российского либерализма, встают во весь свой посмертный рост.
ЭЛЛИНСКАЯ ЯСНОСТЬ, ПРОНЕСЁННАЯ СКВОЗЬ ВЕЧНУЮ МЕРЗЛОТУ
Однако вовсе не об этом, сиюминутном и уже отрезанном стрелкой истории, хотелось бы поговорить сегодня, а о том, что в действительности и не на шутку тревожит противников нашей "культурной и нравственной самостоятельности" (А. Григорьев) — о культурологической составляющей курса "Основы православной культуры". Для этого придётся напомнить один из древнейших эстетических принципов европейской цивилизации; сформулированный ещё в Древней Греции, он звучит так: всё прекрасное добро, и всё доброе — прекрасно!
Не будем забывать также, что греки — только уже византийские — стали ещё и нашими вероучителями. И не только Богооткровенное учение о Христе Спасителе и Благодать Святаго Духа в таинствах Греко-Российской Церкви (а именно так до Сталина называлась РПЦ) восприняли мы от эллинов, но и верность основным эстетическим принципам родоначальников европейской культуры.
Поэтому не удивительно, что Гоголь и Достоевский, Гончаров и Лесков, Толстой и Чехов, Мусоргский и Рахманинов, Саврасов и Нестеров искали эстетически прекрасное и законченное именно и только в нравственном и духовном, подлинные творцы русского слова, русской музыки и русской живописи оставались неизменно верны принципу неразрывной слитности эстетически-прекрасного и духовно-совершенного. Причём — что важно! — оставались верными в перевёрнутом вверх дном (буквально) и залитом кровью мире. Такая эстетическая верность великих наших творцов культуры ХХ века сродни исповедничеству! По сути, весь ХХ век в русском искусстве — это литургия верных! Это сияющие посреди русской земли несколько пядей русского неба, незатоптанные толпой эстетических пораженцев и онтологических неудачников с наганами за пазухой: всяких там малевичей, бабелей, сельвинских, светловых-темновых и пр. Для верности духу истории перечислю имена верных: это Есенин и Заболоцкий, Клычков и Пришвин, Леонов и Шолохов, Филонов и Корин, Рубцов и Распутин, Свиридов и Гаврилин, Бахтин и Лосев, и многие другие творцы эстетического пространства России минувшего столетия.
Они не выбирали между пролеткультовской красной икрой и номерами в отелях эмиграции, выбор был проще: петля или пуля, как у Есенина и Клычкова, или краснозвёздочные деревянные номера ГУЛАГа, как у Заболоцкого и Лосева. Но именно Николай Заболоцкий сформулирует в своих стихах неизменность эстетической тематики русской культуры:

А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

И именно Алексей Фёдорович Лосев, ослепший на Колыме, но прозревший духовно и тайно принявший монашество, именно Лосев — один из самых глубоких и всестороннейших философов ХХ века, напишет многотомную историю Античной эстетики на русском языке, подтверждая этим пронесённую нами через столетие верность основополагающим принципам Православной культуры Великой России.
ОПЫТ РАЗЛИЧЕНИЯ ДУХОВ
Школа, не отделённая ещё, слава Богу, от государства, но отделённая пока от телевизора могла бы как-то препятствовать дальнейшему оскотиневанию и варваризации нашего общества. И за эти годы, когда наша школа, несвободная ни от общества, ни, тем более, от болезней общества — металась между растлением малолетних на уроках сексуального воспитания и пещерным оккультизмом и астрологией современности, такой курс, рассказывающий об этических и эстетических основах Российской цивилизации, культурологический курс, восстанавливающий в правах прекрасное, изгнанное сегодня на задворки жизни, был разработан Аллой Бородиной. Более того, курс "Основы православной культуры" Аллы Бородиной прошёл долгий и, без обиняков, крестный путь от личной инициативы группы учителей-культурологов — сквозь свист и вой радиослужащих заокеанских демократий, сквозь оскаленную и рыкающую толерантность местных "правозащитников" — до всероссийского и, государственного (!) признания.
Но свист не смолкает, камни по-прежнему летят — и в разработчицу курса, и в Церковь, и в саму Россию. Те самые камни, которые не успели в нас бросить в 1380-м, в 1613-м, в 1812-м и в 1941-м годах… Чему же способствуют те, кто сегодня противостоит введению курса "Основы православной культуры" Аллы Бородиной в наших школах? Да ничему иному, как дальнейшему эстетическому и культурному одичанию наших детей! Ведь именно в мутной водице обезображенного мира, мира, лишённого ясного и чёткого понимания прекрасного и доброго, вербуют они детские души и готовят из них наёмных убийц и террористов-смертников или просто штампуют миллионными тиражами унылых и обречённых: наркоманов-смертников, игроманов-смертников, содомитов-смертников, тупых и ограниченных эгоистов, тоже, разумеется, смертников.
Что же нам делать? Да просто вернуться к эстетике, к своей, подчеркну, эстетике: их тьме и мутности, их сиюминутности противопоставить нашу вневременную, классическую ясность. И, говоря о детях, вспомнить одного из первых и любимейших детей Великой русской культуры, обладавшего воистину эллинской, александрийской ясностью и подлинной русской глубиной — Александра Сергеевича Пушкина. Он нам завещал: "Прекрасное должно быть величаво…" А это значит, что мы не будем отстаивать свою правду и красоту, трусливо взрывая дома со спящими жителями, не будем захватывать роддома с беременными женщинами и школы с детьми, и тем более, не поддадимся на лукавые заявления доморощенных идеологов "Аль-Каиды" и их заморских кураторов. Мы не будем подменять названия нашего культурологического курса, где бы вместо "Основ православной культуры" значилось что-либо невразумительное, вроде "Основ духовно-нравственной культуры" или какой-либо другой квазирелигиозной псевдокультуры. Мы будем учить наших детей тому, что весь культурный мир давным-давно считает единственной и подлинной культурой России: "Повести временных лет" и "Слову о полку Игореве", "Сказанию о разорении Рязани" и "Задонщине", Пушкину и Достоевскому, Гоголю и Толстому, Саврасову и Нестерову, Мусоргскому и Рахманинову. То есть тысячелетней многонациональной православной культуре России и её основам!
1.0x