№11 (695) от 14 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
ТАК!
На минувшей неделе Москву посетил видный словенский философ Славой Жижек. Жижек стал известен своей оригинальной интерпретацией психоанализа Жака Лакана, применением его понятийного аппарата для анализа действительности, причем практически в безграничном варианте — от актуальной политики до кинематографа или моды. В этой связи Жижек приобрел репутацию "философа-журналиста" плюс самопозиционирование как левого, радикального автора — подобная гре- мучая смесь привлекает к нему внимание в большей степени политических активистов и богемы, чем профессиональных философов.
В России он приобрел устойчивую популярность после выхода текстов "Возвышенный объект идеологии", "Добро пожаловать в пустыню реального", "13 опытов о Ленине".
Жижек был приглашен в Москву "Фондом эффективной политики" и издательством "Европа" с лекциями — "Критика толерантности", "Почему всё еще важен психоанализ" и "Семейный миф Голливуда". Лекции также дополнились круглым столом "Пределы демократии", где Жижек оказался в неадекватном окружении из патентованных политологов, "народных заступников" — членопалов и звезд гламура. Понятно, что подобная компания довольно странна для левого философа, однако, Жижека это, похоже, совершенно не смущало. Тем более, что местом выступлений стали — "Президент-отель" или "Александр-хауз".
Жижек произвел приятное впечатление как лектор. Отвязный, активный, располагающий, такие легко становятся любимцами аудитории. Хотя больше это похоже на ток-шоу, чем на лекцию. Нечто среднее между революци- онным профессором времен 1968 года и тамадой. Само выступление перескакивает с темы на тему, с идеи на идею, наполнено разнообразными байками-анекдотами, которые, впрочем, полностью отработаны в книгах Жижека.
Нельзя сказать, что содержательная часть выступлений произвела большое впечатление.
Жижек качественно потоптался по демократии, функционирующей в лицемерии, сегодня эта форма достигает своего исторического окончания; разобрал голливудские запреты, которые "хуже сталинских"; констатировал кризис левого движения, не способного отвечать на вызовы современности; критиковал толерантность, в основе которой лежит дистанция по отношению к ближнему, его живым свойствам, абстрактная "любовь" ко всем и ни к кому конкретно.
Жижек выдвинул справедливое требование — прежде чем отвечать на вопросы, надо их правильно сформулировать (хотя оно и отдает постструктуралистскими классиками) и упрямо демонстрировал искать и находить в, казалось бы, железных бинарных оппозициях третью фигуру.
В итоге для одних слушателей он оказался чрезмерно политичен, для других — недостаточно радикален, для третьих — не так уж и "лев". Что неудивительно. Жижек — этакий независимый деятельный пессимист, нашедший свое место в мире и пытающийся нащупать дорогу к иному: "Глобальный капитализм сегодня создает так много опасных антагонизмов, что когда-то должен произойти взрыв… Есть вещи, которые взорвутся, капиталистическая игра не может продолжаться бесконечно. И это то, что будет подталкивать нас к изобретению чего-то нового".
В то время как Жижек выступал в России, в Париже скончался один из крупнейших современных мыслителей Жан Бодрийяр. Его стиль не отличался философической строгостью, посему он приобрел статус "поп-философа", в отличие от "трансцендентальных" философов вроде Деррида. Но относительная доступность сделала его открытия достоянием широких слоев публики. "Гиперреальность", "симулякр", "соблазн", "экстаз" вывели Бодрийяра далеко за пределы собственно философского сообщества. Он начал как социолог, критик "общества потребления", но в итоге стал "гуру постмодернизма", повлияв на множество различных сфер — от художественной практики до киноблокбастеров вроде "Матрицы" и "Шоу Трумена".
Современный мир он комментировал как пост-историю, уничтожившую веру в утопию, "ведь все уже закончилось, поэтому ничто уже не заканчивается". Общество потребления привело к доминации вещей-объектов над субъектом. Симулякр — не просто обманчивая видимость, это копия без оригинала. "Если симулякр столь хорошо симулирует реальность, что начинает эффектно ее регулировать, то ведь тогда, по отношению к такому симулякру, уже сам человек становится абстракцией".
Бодрийяр учил понимать современный мир и жить в нем. Несмотря на очевидный пессимизм, неверие в разум, он ждал возможности освобождения, пробуждения. Посему неожиданна была его реакция на мировые катаклизмы, на "11 сентября".
Последние годы Бодрийяр увлекался фотографией, его лекция пятилетней давности в музее Пушкина с невинно-конкретным названием вызвала нездоровый ажиотаж — приехал подлинный властитель дум. В каком-то смысле так оно есть и по сей день.
1.0x