Авторский блог Евгений Нефёдов 03:00 13 марта 2007

СЧЁТ ПАМЯТИ

№11 (695) от 14 марта 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Евгений Нефёдов
СЧЁТ ПАМЯТИ

Памятники Москвы — живейшая тема общественного обсуждения в последние годы. Одни из них лихо снесли в угаре развала Советской страны и свержения её символов, другие, напротив, спешно установили в конвульсиях "демреформ". Большинство из того, что тогда наваяли, явно не стало украшением улиц и площадей столицы, демонстрируя то неоправданный гигантизм, то намеренное уродство, то странноватость творческого решения или непродуманность места расположения. И на фоне таких нелепостей оставалась годами неясной для многих людей позиция городской власти относительно установки памятника героям, погибшим у Дома Советов в чёрном октябре 1993 года. Патриоты призвали к созданию такого мемориала вскоре после трагических событий, но прихлебатели Ельцина, расстрелявшего из танков Парламент и его защитников, естественно, искали любые поводы для ухода от наших требований. И это понятно: дать команду установить памятник жертвам — значит официально признать факт наличия палачей и их преступления. А за преступление следует отвечать — вот и ограничились власть имущие ни к чему не обязывающей полумерой: как бы закрыли глаза на то, что Фонд памяти защитников Верховного Совета оформил на Красной Пресне символический самодельный мемориал. Виновники гибели сотен людей, затаившись, молча отреагировали на появление народного самостроя. Порою, правда, неведомая пакостная рука втихаря наносила ущерб каким-то фрагментам комплекса, но у священного места стали в дозор активисты Фонда, и кощунственные посягательства прекратились. Однако же с возведением капитального памятника дело не продвигалось, хотя и Ельцина с его кликой уже не было в стенах Кремля, и вновь пришедшее руководство России вроде бы на словах возродило понятия "Родина", "патриотизм", "державность"…
Политическая неясность ситуации, неоправданная затяжка решения "трудного" вопроса нуждались, похоже, в каком-то удобном властям "компромиссе" — и предпосылки к нему, как и ожидалось, возникли. Да ещё какие! На месте стадиона "Красная Пресня" — именно там, где пролилась невинная народная кровь, — было решено строить единый Парламентский центр. Что же, он, наверное, нужен, но как всё же быть с памятником? А никак: то, что есть, будет снесено строителями центра, и проблема, таким образом, закроется сама собой…
Вот тут и активизировал с новой силой свои действия Фонд памяти под руководством М.И.Смирнова, выступив с открытым Обращением к президенту В.Путину и всем властным структурам. На Пресне прошли пикеты и митинги, активно включилась в новый виток борьбы патриотическая печать. Ряд публикаций дала и наша газета. И воля народа свершила прорыв в многолетнем бесплодном противостоянии! То ли это обычный предвыборный популизм, то ли и впрямь меняется что-то в политике власти — неведомо, но вот передо мной документ, принятый 26 декабря 2006 года правительством Москвы и Мосгордумой. К утверждённому ими шесть лет назад Перечню предложений о возведении "произведений монументально-декоративного искусства" добавлены ещё несколько, и среди них — цитирую — "Мемориал событиям на Красной Пресне (защитникам Верховного Совета Российской Федерации, погибшим 3-4 октября 1993 года)". Дальше прописано, что стоять он будет возле Горбатого моста, неподалёку от исторического памятника революционным дружинникам-баррикадникам, что конкурс будет открытым, что обойдётся его возведение в 20 миллионов рублей, каковые должен предоставить… сам Фонд памяти защитников Верховного Совета. Дескать, вам надо — вы и платите…
Что же, народ, разумеется, соберёт эту сумму: как она ни велика, но память о павших — подавно бесценна. Вот почему Фонд выступил с новым обращением — уже ко всем нам. Привожу его текст дословно:

"Уважаемый товарищ!
Властными инстанциями Российской Федерации принято решение о строительстве на территории стадиона "Красная Пресня" единого Парламентского центра. В непосредственной близости к стадиону, на местах гибели и расстрела защитников Дома Советов осенью 1993 года, гражданами на свои средства и по собственной инициативе были установлены памятные знаки, которые в комплексе образовали Мемориальную территорию павших защитников Верховного Совета России и других жертв октябрьских событий 1993 года. При строительстве Парламентского центра всё это будет снесено.
В целях сохранения Мемориала памяти или выделения места для установки памятника защитникам Верховного Совета Российской Федерации, Фондом 5 апреля 2006 года направлялось открытое Обращение в адрес Президента, Правительства Российской Федерации, Председателей Совета Федерации и Государственной думы Федерального Собрания, а также мэру Москвы и председателю Мосгордумы. На Обращение были получены ответы из Администрации Президента, Правительства РФ и Совета Федерации о том, что этот вопрос должен решаться московскими властями.
26 декабря 2006 года депутаты Мосгордумы согласились с возведением мемориала в память о погибших в октябре 1993 года. Из департамента культуры правительства Москвы в Фонд поступила информация о том, что вопрос находится в стадии разрешения. При этом было заявлено, что изготовление и установка памятника должно производиться за счет средств Фонда. Поэтому Фонд обращается к вам с убедительной просьбой оказать посильную материальную помощь в реализации данного проекта.
Деньги (только в рублях) на эти цели можно перечислить на расчетный счет 42307810638181802805 Сбербанка России, Вернадское отделение № 7970/01433, индекс 119454, г.Москва, ул.Удальцова, дом 264; тел.: 131-83-11, или почтовым переводом по адресу: 119607, г. Москва, ул. Лобачевского, д. 98, кв. 104, Смирнову Михаилу Ивановичу.
Справки по тел.: 938-89-74".

Повторяю: нет никакого сомнения в том, что необходимые средства будут накоплены — собирали же мы всем миром лет тридцать назад деньги для Мемориала Победы на Поклонной горе. Да и среди более-менее состоятельных людей наверняка есть сегодня хоть несколько не показушных, а истинных патриотов. Но любопытно, что в упомянутом выше перечне-дополнении такая же сумма на такой же святой для народа памятник — в честь защитников Москвы в 1941-42 гг. — отнесена на счёт бюджета Москвы, и со стороны власти было бы мудрым решение не разделять на достойных и не достойных бюджетной оплаты защитников Родины: это были истинные герои как в одном, так и в другом случае. И ничего, кроме людской благодарности, постепенно трезвеющие правители не получили бы в свой актив, окажись они чуть щедрее. Увы, такой щедрости пока нет, хотя, кстати, названный в том же списке "скульптурный портрет или памятный знак архитектору Ле Корбюзье" (почтение и хвала его деяниям во благо России) ценою хоть и не в 20, но все-таки в 5 миллионов рублей, московская казна взяла на себя. Понятно, что и она не бездонна, да плюс, не дай Бог, для кого-то ещё и сама по себе соблазнительна в наш небезгрешный век, посему возник было у меня один не совсем тривиальный замысел. Если уж средства на памятник своим погибшим братьям и сёстрам, детям и родителям, друзьям и соратникам должны собирать не имеющие лишней копейки их безутешные близкие — почему не заставить вложить деньги тех, кто виновен в гибели мучеников? Те, кто давал команду стрелять или её поддержал, — не нищие господа! Не отсидели в тюрьме — так пусть бы и искупили частично хоть таким способом свой страшный грех… Но после подумалось: нет, подавись они все своим кровавым богатством! Чистое дело должно вершиться чистыми душами и руками.
1.0x