№09 (693) от 28 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Павел Былевский
БУМБАРАШ
Развитие государственного капитализма в России, безусловно, является ревизией либерального монетаризма Кудрина—Грефа, этих продолжателей "дела Гайдара—Чубайса". Государство Российское в значительной степени восстановило контроль за добычей и продажей газа и нефти, производством электроэнергии. Но точка в этом вопросе не поставлена, и возникает вопрос: а для чего всё это?
Будет ли государственная монополия поставлена на службу всем гражданам страны? Или национализация активов того же ЮКОСа послужит лишь перекачке "нефтедолларов" в Стабилизационный фонд — ценные бумаги компаний США? Или станет моментом передела собственности, промежуточным шагом к повторной приватизации?
"Государственнический" вектор проявляется каждый раз по-новому. Молнией сверкнуло "антирыночное" заявление главы Уральского Межрегионального координационного совета "Единой России". Председатель комитета Государственной думы РФ по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев заявил о необходимости возродить советский метод планирования при учете показателей топливно-энергетического баланса России.
Предложение прозвучало скорее из уст Язева как технического "спеца", чем от лица партийца-"единороса". Похоже, из числа скопом принятых в "партию власти" технических специалистов образовалась своего рода фракция "промпартии". Эта “фракция” пролоббировала принятие Государственной думой РФ уже в марте закона, который сделает показатели топливно-энергетического баланса нормативными, а не прогнозными, как в настоящее время.
"Сегодня наблюдается перекошенность топливно-энергетического баланса, им никто не управляет. Нужно ввести, как это было в советские времена в плановой экономике, цифры топливно-энергетического баланса в виде федерального закона на несколько лет вперед. Потому что федеральные целевые программы, стратегии — это не закон", — заявил Валерий Язев. Ответственность за исполнение уже не прогнозных, а законодательно закрепленных показателей предполагается возложить на Минпромэнерго, которое составляет топливный баланс. Вам этого ничего не напоминает? Лично мне — работу В.И.Ленина "О придании законодательных функций Госплану" 1922 года.
Не от хорошей жизни Валерий Язев решил вспомнить "заветы Ильича", а здравомыслящие коллеги поддержали его. Вопрос дозрел до принятия Государственной думой РФ знакового закона, который может стать прецедентным. Энергетика Россия подходит к критической точке — "ретро-паразитический" капитализм, который "проедал" "советское наследство", изжил себя.
Основная масса электростанций, сетевых и распределительных систем вводилась в 1960-70-е годы прошлого столетия, и основные фонды выработаны более чем наполовину. Генерирующее и электросетевое оборудование физически и морально стареет, это реальная угроза для энергетической безопасности регионов, дамоклов меч сбоев тепло- и энергоснабжения над коммунальной энергетикой. Но если "рыночные механизмы" не решают задач простого восстановления энергетики, то как тогда можно говорить о её развитии, технологической модернизации?
Развитие российской и мировой промышленности требует увеличения выработки энергии, а внутреннее потребление электричества в России уже достигло объемов, намеченных энергетической стратегией на 2020 год. К тому же в структуре российской энергетики сегодня наблюдается сильнейший перекос в сторону газа: на тепловые станции, из которых две трети — газовые, приходится 68% вырабатываемой электроэнергии, 19% — на гидроэлектростанции, и 13% — на атомные станции.
На внутреннем рынке уже возник дефицит на природный газ — единственный вид топлива, цены на которое регулируются государством и при этом удерживаются на уровне в несколько раз ниже мировых. К 2010 году дефицит газа с учетом роста внутреннего спроса и экспорта может составить от 75 до 150 млрд. кубических метров. Серьёзной проблемой является высокая энергоемкость российских потребителей — в 2,3 раза выше среднемировых показателей.
Либерально-монетаристская экономика не в силах решить проблемы обновления производственных мощностей и каналов транспортировки, разработки новых месторождений энергоносителей, их диверсификации — развития энергетики, работающей на угле, торфе, атомном сырье, внедрения энергосберегающих и экологически чистых технологий. Поэтому фракция "промпартии" в "Единой России" пытается использовать механизмы мобилизационной экономики — директивного государственного планирования времён СССР.
Только не надо думать, что Валерий Язев — "тайный коммунист" и втихаря согласует свои действия с Геннадием Зюгановым или Виктором Тюлькиным. Параллельно он сообщил, что разработана программа повышения цены на газ для российских потребителей. На 15% — в 2007 году, на 25% — в 2008, далее два года будут повышать цену на 13% через шесть месяцев — с 1 января и 1 июля. В итоге для россиян газ подорожает в два с половиной раза, с нынешних $45 до $120 за тысячу кубометров.
Возвращение государства в экономику, которое аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров обозвал "дирижизмом" — ход прогрессивный, но вынужденный. Это своего рода неокейнсианство, воспроизведение тактики Рузвельта. Тот выводил в 1930-е экономику США из "великой депрессии", используя современный ему опыт планового хозяйства — динамично развивавшейся экономики СССР.
Известно, что исторический прогресс повинуется управлению умного, тащит вперёд за волосы глупого, а дурака — сминает в прах. Самые чуткие и осторожные из "Единой России" боятся быть перемолотыми Историей в пыль.
1.0x