Авторский блог Редакция Завтра 03:00 6 февраля 2007

«ОХОТА НА ВЕДЬМ»

№06 (690) от 07 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Сергей Александров
«ОХОТА НА ВЕДЬМ»

В средствах массовой информации всё чаще появляются сюжеты о случаях необоснованных арестов и содержания под стражей людей, не виновных в инкриминируемых им преступлениях. Тем более возмутительно, когда это касается граждан дружественной страны.
Автотранспортная компания "ВестТрансЛайн" из Беларуси уже почти два десятка лет осуществляет международные перевозки грузов. И сегодня полсотни автопоездов этого предприятия успешно работают на грузоперевозках. Механизм работы здесь отлажен как часы, процедура получения водителем заказа полностью обезличена, он не знает, под какую загрузку и к какому грузоотправителю его отправят сегодня, куда и какой груз он повезёт завтра. Не в последнюю очередь именно этим объясняется отсутствие серьёзных конфликтов с органами таможни на протяжении почти двадцати лет.
За последние несколько лет в работе компании значительное место стала занимать перевозка сельскохозяйственной техники в Орел, Курск, Белгород. Перевозки были интенсивными, проблем с оплатой не было — отчего же не работать?
В апреле 2006 года в офис компании в город Минск пришло по факсу извещение за подписью заместителя начальника Орловской таможни по правоохранительной работе Н.Д.Фомина, который просил "в связи с проведением проверки до 10 апреля для проведения опроса и дачи пояснений" обеспечить явку четырех водителей этого предприятия. По большому счету, эту факсовую бумажку, которую документом назвать язык не поворачивается, можно было с чистой совестью скомкать и выбросить в урну (да и все водители на тот момент были в командировках). Но в Беларуси народ приучен уважать (возможно — чрезмерно) органы власти, так что директор "ВестТрансЛайна" отзвонился в Орел: так, мол, и так, давайте перенесем эту встречу на 25 мая. Возражений не было.
К назначенному сроку троих водителей — М.Тачкова, А.Падасиновика и Л.Проневича — в сопровождении юриста компании командировали в Орёл (четвёртый, на его счастье, был в командировке). Однако "опрос" оказался неожиданным: на месте им по очереди объявили, что буквально накануне — 24 мая — Орловская транспортная прокуратура совместно с УФСБ по Орловской области возбудили уголовное дело по ч. 4 ст. 188 УК РФ в отношении каждого из водителей (к сожалению, из постановления о возбуждении уголовного дела фамилию подписавшего его прокурорского работника выяснить не представилось возможным — к печатным строкам "прокурор Орловской области государственный советник юстиции 2 класса Куденеев С.В." приписано "зам." — и округлый крендель автографа).
В общем, к полному изумлению собравшихся, всем троим устроили модный ныне спектакль "Маски-шоу" (хотя ни у кого из белорусских водителей и мысли не было об оказании сопротивления), надели на них наручники и препроводили в следственный изолятор временного содержания. Обвинение — как ни крути — серьёзное: контрабанда в составе организованной группы. Следователи предположили, что "данные водители при пересечении польско-белорусской границы подменяли имеющиеся у них подлинные счета-фактуры на переданные им поддельные и по ним перемещали товар через таможенную границу РФ в г.Орел для таможенного оформления.
И сразу в газете "Орловская правда" появляется информация: "Контрабандисты задержаны. 25 мая сотрудниками Управления ФСБ по Орловской области и орловской таможни проведено задержание пяти человек — членов международной организованной преступной группы из числа граждан России и Белоруссии, осуществлявшей контрабандный ввоз на территорию России из Германии сельскохозяйственной техники. По требующей проверки информации, в ее состав входят граждане и других государств, в т.ч. и дальнего зарубежья".Только закавыка случилась: проверки требовала не только информация о наличии в "группировке" граждан "и других государств", но и вся остальная. Причём задолго до принятия всех без исключения решений в этом несимпатичном деле.
Процитируем всё ту же заметку, опубликованную в "Орловской правде", которая верно, но более кратко отражает суть предъявленных орловскими чекистами белорусским водителям обвинений: "В настоящее время в ходе проведения оперативно-следственных мероприятий установлен общий механизм действия преступной группировки. Так, в 2004 — 2005 годах орловский индивидуальный предприниматель В. заключил с рядом немецких фирм внешнеторговые контракты на поставку из Германии в Россию сельскохозяйственной техники. Сумма каждого контракта составляла порядка миллиона евро. Далее В. совместно с подельником П. изготавливал подложные документы со значительно заниженной стоимостью товара и передавал их водителям — членам своей группы, непосредственно ввозившим товар в Россию. При пересечении польско-белорусской границы водители подменяли имеющиеся у них подлинные документы поддельными и по ним уже доставляли товар в г.Орел, где В. и П. проводили его таможенное оформление, недостоверно декларируя стоимость. Это позволяло значительно снижать сумму таможенной пошлины, выплачиваемой государству.
Только по известным следствию эпизодам в течение 2005 года преступная группа осуществила контрабандный ввоз на территорию Российской Федерации сельскохозяйственных машин и комплектующих на сумму более 13 млн. рублей, нанеся экономический ущерб государству в размере 2,5 млн. рублей.
В настоящее время установлены семь участников преступной группы, пять из них арестованы. По данному факту следственным подразделением управления ФСБ возбуждено уголовное дело (…). Расследование проводится совместно с орловской таможней".
Господа юристы, вы все-таки разберитесь: "шьёте" вы водителям контрабанду или занижение таможенной стоимости? Ибо юридически эти понятия (и статьи УК РФ — тоже) не просто разные, а — несовместимые. По словарю Ожегова, контрабанда — это "тайный беспошлинный провоз товаров через границу". А по Уголовному кодексу Российской Федерации — "перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием…".
Следствие полагает, что водители Падасиновик, Тачков и Проневич якобы получили от неустановленных этим же следствием лиц поддельные счета — фактуры со значительно заниженной стоимостью товара, подменили при пересечении польско-белорусской границы подлинные счета-фактуры на поддельные и по ним перемещали товар через таможенную границу РФ в г. Орел для таможенного оформления. Так вот: во-первых, необходимо указать, что любые грузы перемещаются не по счет-фактурам, а по тем документам, которые необходимы для таможенных целей, т.е. для целей принятия решения таможенными органами о перемещении товара по территории своего государства: транспортные документы, таможенные документы. А во-вторых, ни водитель, ни компания-перевозчик, с точки зрения Таможенного Кодекса Российской Федерации, не имеют никакого отношения к определению таможенной стоимости перевезенного груза: это — удел декларанта и таможни назначения груза; в-третьих, даже если бы водители или кто-нибудь другой и подменяли некие счёт-фактуры, на которые ссылается следствие — для таможни назначения они не имеют никакого значения, поскольку не являются средством таможенной идентификации. Счет — фактура не является подлежащим проверке документом ни на одной из транзитных таможен (так что и подменять ее незачем).
В соответствии с российским таможенным законодательством для определения таможенной стоимости груза существует целая процедура, включающая в себя достаточно объективных методов (определяют её декларант и таможенный орган).
Когда юристы только собирались "шить" дело, им стоило посоветоваться со знающими людьми и узнать, за какие направления и виды перевозок надо браться. А что касается белорусской границы — репутация тамошней таможни в глазах перевозчиков такова, что ездить там можно только с абсолютно чистыми документами. И любой опытный перевозчик знает: если уж груз прошел белорусскую таможню — значит, он "чище" совести младенца.
Этих азбучных истин правоохранители в Орле не знали. Следственные действия заключались в том, что троим водителям регулярно предлагали "признаться". Но мужики оказались, к большому сожалению следователей, крепкими, как говорят у белорусов, — упартыми (упрямыми). Ни оговора, ни самооговора выбить у них не получилось. А применять иные (кроме психологических) методы воздействия орловские следователи не рискнули…
И тут постепенно возник вопрос: а как орловским следственным органам, прокурорам и судьям теперь выпутываться из тупика, в который они сами себя загнали? Ведь водители по сей день сидят в следственном изоляторе. Без вины… И кто-то за это должен ответить…
Ибо с 25 мая 2006 года они уже нарушили всё, что можно, и всё, чего нельзя. Причём и начали это уголовное дело с противоправных действий. Посольством Республики Беларусь направлена нота в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, ответ на которую, к сожалению, не получен до сих пор, в которой предложено проверить обстоятельства и соответствие требованиям международно-правовых соглашений действий сотрудников таможни и УФСБ по Орловской области по задержанию и аресту водителей Беларуси.
В ней указано, что в соответствии с требованиями статьи 5 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года сношения по вопросам вызова свидетелей и обеспечения их явки осуществляются только через компетентные центральные органы юстиции через Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Прокуратуру Республики Беларусь. В связи с изложенным направление в ваш адрес сотрудниками правоохранительных органов Орловской области запроса о вызове граждан Республики Беларусь для дачи объяснений по уже возбужденному уголовному делу, а также обеспечение вами явки 6елорусских граждан в правоохранительные органы Российской Федерации являются неправомерными.
Не будем забывать и о подозрительно-неожиданном возбуждении уголовного дела: 25 мая белорусские "фигуранты" выехали в Орел для якобы обычного объяснения с таможней, о чем знали в Орле, а 24 мая уже и уголовное дело было уже возбуждено даже без объяснений белорусских водителей… Если бы не это, орловским правоохранителям пришлось бы обосновывать своим белорусским коллегам, в чем же состав преступления водителей — и мыльный пузырь следствия лопнул бы сразу же.
Возмущенный директор предприятия несколько раз сам порывался поехать в Орел и попытаться добиться справедливости. Его не пустили — и юристы, и коллектив: четвертым будешь…
Всё время, пока водители сидят за решеткой, руководство компании добросовестно делает работу, которую обязано делать следствие: делает запросы в таможни страны отправления и стран транзита, по крохам собирает своеобразный "учебник" по таможенным и транспортным вопросам для органов следствия.
Между тем, время идет. Спустя три, потом шесть, потом девять месяцев в соответствии с российским законодательством надо было решать дальнейшую судьбу белорусских арестантов — или выпускать, или продлевать срок содержания под стражей. Все три раза озвученная в суде мотивировка того, что следствие просит продлить срок содержания под стражей была, мягко говоря, интересной: мол, обвиняемые могут скрыться и уничтожить следы преступления, поскольку не имеют постоянного места жительства в Российской Федерации, и надо осуществлять множество следственных действий. Причем за период с мая 2006 года до настоящего времени с ними только два раза провели допрос… Вот так огромное количество следственных действий. Так вот адвокат предложила: давайте я пропишу их у себя в городе Орле. Это предложение судью не заинтересовало. Впрочем, не стоит искать в этом деле логику.
Не будем сейчас идти по пути следователей и строить предположения о причинах столь странной географической "передислокации" следствия (у нас в стране прессе, в отличие от некоторых правоохранительных органов, положено нести ответственность за подобного рода предположения). Думаю, читатель в состоянии сделать эти предположения самостоятельно.
Что будет дальше? Самый благоприятный для орловских чекистов и прокурорских работников исход: если по истечении 11 месяцев суд отпустит белорусов на все четыре стороны с формулировкой "за недоказанностью" — похоже, на это они и рассчитывают. Но, судя по всему, белорусская транспортная компания этим уже не удовлетворится. С мая три семьи ждут трех белорусских водителей, которые сидят в России за решеткой (у всех троих — есть дети, у кого взрослые, у кого не очень. Дело не только в компенсации материального и морального ущерба. Дело в справедливости — и юридической, и общечеловеческой. Россия строит правовое государство. Как в него вписывается "охота на ведьм", в которой "охотники" ни за что не отвечают?
А вообще, я считаю — как ни странно это звучит — троим белорусским водителям крупно повезло. Потому что они — не одни. Есть кому поддержать их семьи. Есть кому бить в колокола в российских официальных инстанциях. За ними — на удивление сплоченный коллектив транспортной компании, который не намерен отступать. За ними — государство. Есть кому предупредить следователей о возможных пределах методов ведения допроса… Кто знает, что бы уже подписали на себя все трое, если бы не это обстоятельство: хоть и не 37-й год на дворе, чего не бывает…
1.0x