№06 (690) от 07 февраля 2007 г. Web zavtra.ru Выпускается с 1993 года.
Редактор — А. Проханов.
Обновляется по средам.
Андрей Смирнов
ПРИЕХАЛИ!..
Транспортная политика — одна из фундаментальных структур государственного проекта. Хорошо развитые коммуникации, свобода передвижения — свидетельство развития современного государства. Но транспортная политика в Российской Федерации, с непрерывным повышением тарифов, катастрофической изношенностью машин, отсутствием элементарного общедоступного комфорта, ведет к социальной сегрегации, к расколу страны.
"Нынешнюю Россию разваливают не какие-то мифические "сепаратисты" или "гламурные фашисты", но сами ее власти, которые фактически разделяют регионы между собой…И наиболее эффективным (любимое путинское словечко!) способом для "вертикальщиков" разорвать естественные "горизонтальные" связи российских земель является замыкание их жителей в своих регионах", — справедливо замечает один из наиболее внимательных критиков российской власти Вадим Штепа.
Конституция РФ гарантирует свободу передвижений. Но реальный процент граждан, способных перемещаться по стране по желанию или необходимости, невелик. Ушло то время, когда обычные граждане имели возможность за вполне доступные суммы перемещаться через десяток часовых поясов. Авиаперелеты для большинства "россиян" экономически — совершенно недоступное предприятие. Ненамного лучше ситуация и в успешном ведомстве под названием "Российские железные дороги". На железнодорожном транспорте существует политика регулирования тарифов на проезд в поездах дальнего следования. Введение корректирующих коэффициентов МПС "связывает с необходимостью регулирования сезонной неравномерности пассажиропотока. Самый низкий коэффициент установлен на 31 декабря, самый высокий действует в период с 6 по 31 августа". Можно добавить, что в период с мая по сентябрь исчезают льготы на проезд для школьников и студентов. То есть ставки повышаются в отпускной сезон. С точки зрения выгоды — логично. С точки зрения обращения к человеку — это свинство.
Монополия активно вкладывает деньги, например, в российский спорт — футбольные, хоккейные, волейбольные "Локомотивы" являются законодателями мод в своих видах. Однако восторги умолкают, когда пытаешься понять, за счет чего осуществляется поддержка этих дорогих "непрофильных активов", ибо хорошо известно, что наш спорт далек от самоокупаемости.
Картины пригородных электричек напоминают трагифарс — даже вполне законопослушные граждане (в основе своей бюджетники) перепрыгивают через турникеты конечных станций, вступают в рукопашную с контролерами, оформляют билеты до ближайших остановок. Очередной парадокс нашего времени — чтобы поработать на государство, надо этому же государству отвалить приличную сумму денег.
Дальше-больше. Допустим, вы покупаете 5 кг картошки. Можете съесть все за один день, можете за две недели, есть вариант гноить месяцами. Это ваше право. А если по прошествии определенного срока оставшаяся картошка испаряется в воздухе или ее изымает специальная бригада? Бред? Несомненно. Но подобный подход вполне освоен нашими транспортниками. Услуга (проезд) полностью оплачена заранее, и то, что происходит аннулирование проходок — на юридическом языке, нарушение прав потребителя, перевод на общедоступный потребует матерной лексики.
Московский метрополитен продолжает совершенствовать систему защиты проходок — недавно заработала новая система "Ультралайт". Относительное удобство тут же нивелируется вполне осязаемыми недостатками.
В автобусах, троллейбусах, трамваях появились турникеты, превратившие проход в салон в собрание неудобств и унижений.
Естественный вопрос: кто оплачивает постоянные нововведения в оплате проезда, становится риторическим.
Как альтернатива, активно работают маршрутные такси, по цене равные, а порой и уступающие городскому транспорту. Но в них откровенно зависает вопрос безопасности пассажиров. Когда от окраинных станций в спальные районы или пригороды стартуют юркие "газели" с безбашенными горцами за рулем, поверить благополучный финал можно далеко не всегда. К сожалению, периодически так и происходит, и поездки заканчиваются авариями, травмами. Ибо общественный транспорт — это не гонки по серпантину в духе фильма "Спортлото-82". В некоторых районах, честное слово, не пожалел бы денег и оплатил бы поездку в несколько рейсов туда и обратно без права выхода из салона для чиновников, выдающих разрешение на эксплуатацию таким машинам и право на работу таким водителям. Чтобы на выходе было как минимум чисто физическое потрясение.
Отсутствие социальной мобильности порождает не граждан свободной державы, а пролов. Фрустрированной массой, бесспорно, управлять легче. Но устойчивость, долговечность такого государства весьма относительна.
Когда на частном уровне государство раз за разом поворачивается к человеку рылом, это легко перекрывает в людском сознании любые геополитические успехи и макроэкономические прорывы. История сие не раз доказывала.
1.0x